В современном мире опасности подстерегают человека на каждом шагу. Одной из них, угрожающей жизни и здоровью человека, является опасность на улице и дороге. Как известно, в нашей стране, как и во всем мире, с каждым годом увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике, каждой десятой жертвой в ДТП становится ребенок. Дети часто страдают от того, что не понимают той опасности, которую представляет собой движущийся автомобиль.
Педагогический процесс образовательного учреждения любой ступени, в особенности детского сада, организует физическую, психологическую и социальную безопасность, направленный на формирование у детей способности к защите себя и других, развитию у дошкольников самостоятельности и ответственности. В каждом дошкольном учреждении существуют разнообразные методы и программы обучения детей правилам дорожного движения.
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду.
При решении данного вопроса мы поставили перед собой цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения, как на дороге, так и в транспорте.
Работа строится в двух направлениях:
- работа с детьми;
- работа с взрослыми (педагоги, родители).
В работе с детьми в детском саду мы используем разнообразные формы. Это интегрированные занятия, праздники, развлечения. Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в детских рисунках, поделках. В сюжетно-ролевых и подвижных играх дошкольники получают знания о правилах дорожного движения, закрепляют навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте. В педагогической деятельности используем подборку стихотворений, поговорок, загадок. Удачным опытом стало составление сказок и рассказов, сочиненных взрослыми и детьми о правилах безопасного поведения на дороге и транспорте.
Работа проводится систематически, постепенно усложняя программные требования, учитывая возрастные особенности детей.
Безопасному поведению и правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. У дошкольника есть детские игрушки, детские книжки, но у него нет детского дорожного движения. Поэтому, при обучении детей основам «дорожной грамоты» мы придерживаемся следующих принципов:
- не механически заучивать с детьми правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге;
- сочетать изучение правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности;
- использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую-то форму основной, а какую-то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Познавательны как для детей, так и для родителей экскурсии по городу (к дороге, светофору, пешеходному переходу, автодрому в зависимости от возраста дошкольников), целевые прогулки, наблюдения, во время которых дети практически изучают или закрепляют правила для пешеходов. Перед экскурсиями (библиотеки, музеи) и поездками обязательно повторяем правила дорожного движения.