Формирование нравственности у детей с ОВЗ через приобщение к национальным, культурно-историческим традициям народа.
Курлина Нонна Владимировна
учитель
ГБПОУ АО «Астраханский губернский техникум»
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность. Формирование нравственности , а вместе с тем и культуры межнациональных отношений у обучающихся с ОВЗ рассматривается как целенаправленный процесс воспитания толерантности, как культуры межнационального общения и этнической просвещённости, который включает становление навыков этнотолерантного поведения, выбор оптимальных средств воспитания, создание системы педагогического воздействия на обучающихся.
Умственно -отсталые меньше, чем их сверстники без данного диагноза испытывают потребность в познании. На всех этапах процесса познания у них выявляются процессы недоразвития, вследствие чего эти дети получают неполные, а порой и искаженные представления об окружающем. Контингент обучающихся нашего заведения имеет стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений ЦНС. Полноценное развитие и вместе с тем воспитание обучающихся невозможно без развития нравственности и культуры в целом.
Составляя календарно – тематическое планирование по воспитательной работе мы учитываем традиционные национальные и государственные праздники как в нашем регионе, так и имеющие масштабное значение с тем, чтобы использовать в своей работе разнообразный исторический материал о великом наследии - нашем прошлом.
На классных часах я знакомлю обучающихся с историей, культурой, традициями, бытом и обычаями народов, проживающих на территории Астраханской области.
Начинаю рассказ о наиболее многочисленном народе нашего края – русских, затем продолжили разговор о культуре татарского и казахского народа и других народностях нашего края. Я привожу в пример исторические документы, справки, статьи из газет прошлых лет, где первоначально упоминаю о жилище русого народа, затем о кухне, семье, ее традициях и конечно обрядах и праздниках. Затем в таком же порядке рассказываю о татарах, их основных традициях, праздниках, обычаях и обрядах. В своей работе широко применяем метод «круглого стола», где каждый из учеников активно включается в беседу и делится с присутствующими своими обычаями и традициями в семье. Ребята приносят фотографии своих бабушек и дедушек, когда те, на заре своей юности, выходили замуж и женились по старинным обычаям и обрядам. Показываем фото, где ребята являются участниками национальных праздников. Затрагиваем вопросы дружелюбного и толерантного отношения к различным этническим группам малых народностей. Многие обучающиеся успешно выступают и выступали на региональных праздниках таких как «Звездный дождь талантов», «Хоровод дружбы», где получают массу впечатлений и прекрасных эмоций от всего происходящего. А главное- они понимают, в чем главный смысл таких мероприятий и частичку чего они вынесут оттуда .К окончанию школы большая часть юношей и девушек моего класса представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, они воспитают в себе это качество посредством дружбы и общения с разными людьми, разных национальностей.
Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек должен проявлять к труду, родине, другим людям, к различным национальностям, бережному отношению и преумножению культурного наследия.
Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений, если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственной культуры обучающихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений: а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов; б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений; в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда; г) отношение к общественному достоянию и материальным- ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы; д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей; е) отношение к себе, высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.
На своих уроках и факультативных занятиях, я постоянно затрагиваю вопрос о нравственности и прошу обучающихся выразить и назвать какого человека можно назвать культурным и нравственным? И помогаю с ответом: «Нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения». Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.
Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждого его члена. Добиться этого мы сможем упорным трудом и приобщением к различным традициям, обычаям и правилам. Тогда не будет место войнам и спорам, а значит мы добьемся главного.