Новые слова. Тайна осеннего сада - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 235
  • Скачиваний: 0

Тема: «Новые слова. Тайна осеннего сада.»

Цель: Формирование понятийного аппарата.

Задачи:

1.     Формировать понятийный аппарат, словесно-логическое мышление дошкольников.

2.     Формировать связную речь.

3.     Учить подбирать и согласовывать относительные прилагательные с существительными в единственном числе в рамках словосочетания и предложения.

4.     Закреплять умение согласовывать существительные с числительными 1-5 в рамках словосочетания.

5.     Учить объединять в группы слова, относящиеся к родственным (сад, садовый, садовник, саженец).

6.     Развивать речеслуховое внимание, память, артикуляционную моторику.

Оборудование: опорные символы живое-неживое, размер, форма, цвет, материал, для чего это нужно; черный ящик, маленькая пластмассовая лейка, плоскостное изображение Незнайки, карточки символы слово-признак (5 шт),  карточки-символы падежей,  инд. корзинки с предметами на каждого ребенка, мешочек из яркой ткани, предметная картинка с изображением саженца, грустные и веселые яблочки ( для оценки), корзинка.

I.                  Оргмомент.

Упражнение «Я начну – ты продолжи».

Логопед предлагает детям вспомнить дни недели. Называет первый день недели, а дети продолжают по очереди называть следующие.

Рассаживаются по местам.

Диалог. Элемент.

Логопед сообщает детям, о том, что на занятия к ним пришли гости и предлагает одному из детей (по желанию) познакомиться с одним из гостей.

II.               Коррекционно-развивающий этап.

1.Вводная беседа.

«Вчера я гуляла по большому саду. Он был уже пуст. Листья с ветвей плодовых деревьев уже облетели. Среди пустынного сада я нашла два предмета.  Если вы отгадаете что это за предметы, то узнаете, кто их хозяин».

2.Игра «Черный ящик».

-Первый предмет спрятан в черном ящике. Задайте вопросы и узнайте, что это за предмет.

Логопед обращает внимание детей на опорные символы, которые выставлены на доске (живое-неживое, размер, форма, цвет, материал, для чего это нужно).

(Дети задают вопросы. Логопед отвечает)

Подсказки при затруднениях:

У Кати она с одной ручкой, а у Маши она с двумя ручками.

У Кати она с длинным носиком, а у Маши - с коротким.

Катя поливает из нее деревца, а Маша грядки.

У Кати она пластмассовая, а у Маши металлическая.

-Это лейка.

Логопед достает из черного ящика лейку и вмести с детьми описывает ее.

- Что есть у лейки? (Ручка, длинный носик,)

-Для чего нужна лейка? (Для полива растений)

3. Упражнение «Незнайкины ошибки».

Логопед указывает на плоскостное изображение Незнайки, которое выставлено на доске, и сообщает о том, что Незнайка старался слушать ребят внимательно, но многое пропустил. Исправьте Незнайкины ошибки.

Незнайка говорит:

-У лейки нет ручки и длинного носика. (У лейки есть ручка и длинный носик.)

-В лейке варят суп. (Из лейки поливают растения.)

-Лейка – это посуда, фрукт, дерево... (Лейка – это инструмент.)

4. Лексико-грамматическая работа со словом «лейка».

На доске выставлены символы живое-неживое.

-Выберите нужный символ к слову «лейка». Почему?

Один из детей выходит к доске, выбирает нужный символ и объясняет свой выбор.

Логопед показывает детям символ слова- признака (треугольник). Задает вопрос:

-Какое слово здесь «спряталось»? (Слово-признак).

-Подберите слово признак к слову «лейка». Лейка какая?

Дети называют прилагательные, логопед выставляет перед символом «неживое» столько треугольников, сколько признаков назовут дети.

Логопед задает вопрос:

-Ребята, вспомните, где я нашла лейку? ( В саду).

- Если я нашла ее в саду, то какая лейка? (Садовая)

Логопед оставляет только один треугольник перед символом «неживое».

-Какое словосочетание у нас получилось? (У нас получилось словосочетание «садовая лейка».)

Далее работа проводится с карточками-символами падежей, которые выставлены на доске.

-Измените словосочетание «садовая лейка», скажите его правильно. Вот наши помощники. (Логопед указывает на карточки-символы)

Далее логопед последовательно указывает на каждую карточку-символ и предлагает детям сказать словосочетание «садовая лейка» правильно.

5. Игра «Объяснялки».

У каждого из детей на столе находится корзинка с неким предметом.

Логопед задает вопрос:

-Ребята, что такое лейка? Объясните и запомните, что скажут ваши товарищи.

Каждый ребенок дает свое объяснение слову «лейка» и кладет предмет в мешочек логопеду.

Логопед спрашивает у детей, кто согласен с определением, а кто нет.

(-Саша, ты согласен с Верой? Почему?   Тебе что кажется? Ты с кем согласен? А что сказала Полина? Что ты думаешь?)

После того, как все предметы собраны логопед достает из мешочка один из предметов, задает вопросы:

-Чей это предмет?

-Что сказал хозяин этого предмета?

Логопед делает вывод: Лейка – это садовый инструмент для полива растений.

Динамическая пауза.

Координация речи с движением. Дети выполняют движения по тексту.

Веточки

(Дети разводят руки в стороны)

На яблоне

(Поднимают руки вверх)

Поникли

(Слегка опускают руки вниз)

От печали,

(Совсем опускают руки вниз)

Яблоки

(Руки вверх, пальцы сжаты в кулачки.)

На веточках

(Руки в стороны)

Висели и скучали

(Покачивание кулачками)

Девочки и мальчики ветки раскачали,

(Руки вверху, энергичные наклоны в стороны на каждое слово)

Яблоки

(Сжимают пальцы в кулачки)

О землю звонко застучали

(Хлопки ладонями по коленям на каждое слово)

Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, какой садовый инструмент нам нужен, чтобы посадить яблоню? (Лопата)

Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения

«Лопата»

«Лопата копает»

6. Игра «Объяснялки». Продолжение.

-Ребята, один предмет мы отгадали. Это лейка. Может быть кто-то уже догадался, кто хозяин?

Логопед раздает предметы из волшебного мешочка.

Задает вопросы:

-Это чье яблоко (перо, платье, кубик)?

Дети отвечают на вопросы полным предложением, получают свой предмет и кладут его в корзинку на столе.

-Второй предмет, который я нашла в саду – это саженец.

-Что такое саженец? Объясните.

Каждый ребенок дает свое объяснение слову «саженец» и кладет предмет в мешочек логопеду.

Логопед спрашивает у детей, кто согласен с определением, а кто нет.

(-Саша, ты согласен с Верой? Почему?   Тебе что кажется? Ты с кем согласен? А что сказала Полина? Что ты думаешь?)

Подсказки для слова «саженец»:

Дедушка выкопал яму для молодого саженца яблони.

Этот саженец был маленьким, но с крепким стволом, сильными корнями и маленькими листочками.

Когда саженец окрепнет, он вырастет и превратится в яблоню.

После того, как все предметы собраны логопед достает из мешочка один из предметов, задает вопросы:

-Чей это предмет?

-Что сказал хозяин этого предмета?

Вывод логопеда. Дети вместе с логопедом должны подойти к определению: саженец – это молодое растение, предназначенное для посадки.

Логопед выставляет на доску изображение саженца.

-Ребята, мы с вами отгадали два предмета, которые я нашла в саду.

-Что это за предметы? (Лейка и саженец)

-Кто уже догадался, кому они принадлежат? Кто их хозяин? (Садовник)

Если дети не догадались, дать определение слову «садовник».

Человек, который ухаживает за растениями, за садом.

-Давайте посчитаем, сколько саженцев посадил садовник в своем саду?

Логопед загибает пальцы на руке, предлагает также детям, начинает фразу, дети продолжают и заканчивают ее, загибая пальцы на руке.

-Один...(саженец), два... (саженца), три... (саженца), четыре... (саженца), пять...(саженцев).

7.     Упражнение «4-й лишний».

Логопед предлагает детям выбрать лишнее слово из предложенных и объяснить свой выбор.

«Наш саженец вырос и превратился в волшебную яблоню, на которой растут не яблоки, а слова. Послушайте эти слова, и скажите, какое слово лишнее на нашем древе слов».

Сад, садовник, садись, садовый.

III.           Итоговый этап.

Логопед предлагает детям выразить свое отношение к занятию (понравилось или нет). Понравилось – яблочко улыбается, не понравилось – яблочко грустит.

Логопед предлагает детям пройти в «сад» (спальню) и «собрать урожай яблок» в корзину. (Дети проходят в спальню, складывают яблоки в корзинку).

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: