Народные промыслы Томской области
Изделия из бересты
Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это связано с трудовой деятельностью людей. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники, с детства и до самой старости. Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилищ – всё служило объектом творчества, любая вещь могла стать произведением искусства. При этом, мастерство передавалось от отца к сыну, постоянно совершенствуясь.
Уезжая из любого понравившегося места, из любого нового города, хочется взять с собой на память частичку этого места, этой атмосферы и поделиться ее с родными, чтобы они смогли окунуться хоть на миг в те ощущения, которые мы пережили. Обычно, когда мы приезжаем в новый город мы хотим купить на память какие-нибудь сувениры, которые бы и через десять лет напомнили бы нам об этом месте. Томск, с его богатейшей историей и красотой, точно хочется взять с собой.
Одним из традиционных видов ремесел в Томской области является художественная обработка дерева и бересты.
Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.
В крестьянском доме, можно было увидеть много берестяной утвари, весьма необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, сумки, короба, солонки, плошки, ступни, брусочницы. Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты.
Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом.
Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.
Берестяные туеса (бураки) чаще орнаментируются. Сам процесс изготовления туеса довольно сложен: необходимо аккуратно снять с дерева кору, не повредив ее. Это будет внутренняя сторона туеса. Она цельная, из нее даже вода не вытечет. Сколотни по лицевой стороне оборачиваются «рубашкой», т. е. берестой, разрезанной с одной стороны. Рубашка несколько меньше сколотня, она закрывается в «замок». Затем в распаренный сколотень, обернутый рубашкой, заколачивается деревянное донышко. Сверху вырезается крышка с ручкой. Туес готов. Мастер по своему усмотрению и в соответствии с бытующей в данной местности традицией, перед тем как закрыть сколотень рубашкой, может украсить его геометрическим или зооморфным (изображение животных) орнаментом. Иногда рубашку туеса вырезают на просвет растительным орнаментом или геометрическим узором.
Томскую область можно назвать берестяным центром России.
Последние 20 лет Томские мастера стараются возродить берестяной промысел. Томское предприятие «Богара» вошло в общероссийский список из 78 российских старых русских народных промыслов, наряду с хохломой, гжелью, северной чернью. Единственное в этом списке предприятие, что занимается резьбой по бересте. Томскую область, судя по объемам выпускаемой продукции — можно назвать берестяным центром России.
Томичи и гости нашего города восхищаются изделиями из бересты и с удовольствием покупают их на память о нашем городе.