Народные промыслы России - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 198
  • Скачиваний: 6

                                    Народные промыслы России.

Цель: 1. Познакомить обучающихся с географией народных промыслов России, их историей, особенностями технологии и художественной ценностью.

  1. Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду, прививать интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.

Оборудование: Экспозиции изделий и иллюстраций. «Дымка», «Хохломские изделия», «Живая гжель», «Русские матрешки», «Русские шали», «Русское кружево», «Подносы Жостово».

Плакаты:

  1. Дешево, да чинно, дорого, да и пословиц мило.
  2. Не покупай кота в мешке.
  3. На ярмарку не грешно приехать и за семь верст кисель хлебать.
  4. Мал язык, да всем телом владит.
  5. «Мастеровой двор»
  6. «Аппетитный двор»
  7. «Игровой двор»

Шутливый указатель:

  1. Направо пойдешь – весело время проведешь.
  2. Налево пойдешь – все найдешь
  3. Назад пойдешь – пожалеешь.

1.Ведущий. Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традициями культуру, быт. Не знать их, значит обеднять свое мировосприятие. А важным элементом культуры и быта населения является народный промысел.

  1. Ведущий. Сегодня мы приглашаем Вас гости дорогие в центры народных промыслов. Ведь Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создававшими своими руками сказочную красоту.

1.Ведущий. Хотим воспеть и восславить сердце доброе,

Щедрость да разум

Руки искусные люда русского

  1. Ведущий. И трудно найти в России

Зрелище более яркое, подвижное,

Чем ярмарки, собиравшие деловой люд со своей округи в больших и малых городах.

  1. Ведущий. Ярмарки бывают «ситцевые», «овощные», «весенние», «зимние». А наша ярмарка посвящена народным умельцам.

Звучит народная  песня.

Первый скоморох:

 Ярмарка искристая

Ярмарка задорная,

Кружится неистово, молодо, задорно!

Второй скоморох: Собирайся, народ,

На игровой, скомороший двор,

В большой хоровод

Нынче – ярмарка!

Ватага скоморошья,

Публика хорошая,

Приветствует всех,

Кто любит смех,

Острую шутку

Песню – прибаутку,

Добрую сказку,

 Огненную пляску,

Медвежьи потешки!

  1. Ведущий. Многое дошло до нас в преданиях. Быль и вымысел сплелись воедино в сказании о возникновении на нашей земле веселой ярмарки «Свистопляски» или свистуньи – единственной в мире по своей оригинальности и названию.

1 Ведущий. Существует легенда, по которой начало праздника положило так называемое Хлыновское побоище. По воспоминанию современников и историков, в давние времена под укрепленными стенами Хлынуло собрались жившие в крае инородцы, чтоб взять город. Не надеясь только на свои силы, Хлыновцы послали за подмогой к устюжанам, те пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, хлыновцы перебили многих и только утром увидели свою ошибку. В память о погибших на месте побоища поставили часовню и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду, после чего начинался праздник свистопляски. В 20 веке праздник меняет свое название на свистунью.

Первый скоморох:

 Народ честной, почтенные граждане,

На берег крутой выходите с нами

Там игруще да веселище –

Начинается ярмарка

Тютюшки, тютюшки,

У меня в руках свистушки,

Свистушка громко играет,

На ярмарку созывает.

Второй скоморох:

 Со скомороками и с Петрушкой,

Да с чудесной дылековской игрушкой.

Потому и называется свистунья

Наша ярмарка – хохотунья

На правах хозяев ярмарки

Приглашаем без оглядки

Послушать баечки

С веселой балалаечкой.

Частушки:

  1. Тень – тень, потетень,

Похваляться нам не лень.

Как на нашей Вятке

Все свои порядки.

  1. Похвалялась Оля: «Ах! Я в кукарских кружевах!»
  2. Похвалялась Зинка: «У нас в Вятке – дымка!»
  3. Похвалялись: «А что у нас коко – корешок!»
  4. Похвалялась крошка: «У меня матрешка!»
  5. Похвалялись малыши» «В Вятке ложки хороши!»

Выходят купцы

  1. Ведущий.

Рады приветствовать Вас,

Люди торговые, гости заморские,

Купцы старинные, былинные

Послушаем Ваши речи

Деловые, недлинные!

  1. Ведущий: Приветствуем гостей из Вятки.

Представители Вятки: Богатая история у нашей Вятки. Упоминается впервые она в летописях в 1374 году. Эту дату и считают временем основания города. В 1452 – 1457 гг .на берегу реки Вятки был построен укрепленный кремль – крепость Хлынов, названный по реке Хлыновище. В 15 веке город был присоединен к Москве. В начале 16 века население Хлынова стало пополняться выходцами с Северной Двины и особенно из Великого Устюга. Последние и основали в это время на низком берегу Вятки Дымковскую Слободу. Именно здесь и зародился знаменитый игрушечный промысел Дымковская игрушка – уникальное явление в русском искусстве.

Первый скоморох:

В Дымково любили песни, пляски

В селе рождались чудо – сказки

Вечера зимою длинные,

 И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Второй скоморох:

И пошла о Дымке слава

Заслужив на это право

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Представители Вятки: Техника изготовления дымковской игрушки не очень сложна. Лепится она из простой глины, обжигается, затем покрывается меловым грунтом. По белому фону игрушка расписывается анилиновыми красками, разведенными на молоке. Цвета этих красок поражают своей силой, праздничностью. Ярко малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментом в виде точек, кружочков, клеточек, зубцов. Так как зарождение промысла связано с древним народным праздником Свистунья. Наиболее популярными были свистульки в виде коней, всадников, птиц, а также модниц.

Игрушки:

  1. Наши руки крендельком,

Щеки будто яблоки

С нами издавна рядком

Весь народ на ярмарке.

  1. Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

3.Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары баловни

Кавалеры наши.

  1. Мы игрушки знатные,

Складные да разные

Мы повсюду славимся

Мы и вам понравимся.

2.Ведущий. А вот и гости из Нижнего Новгорода.

Представители Нижнего Новгорода.

 Эх, расступись, честный народ,

Нижний Новгород идет.

Мы ближайшие соседи старой Вятки.

Мы частенько здесь бывали, знаем все ее порядки.

1.Ведущий.

 Ой, вы, гости – господа

Долго ль ехали сюда?

Ладно ль за морем иль худо?

Есть ли в вашем крае чудо?

Представители Н.Н. Есть и нам чем похвалиться, похвастаться. Не перевелись на нашей земле мастера и умельцы дел диковинных. Привезли мы сегодня чудо – вещи Хохломы! В деревнях без нашей посуды и дня не обходятся: в нее и кипяток лей, и щи горячие, и кашу с пару накладывай – ничего не сделается. Искусстве нашей хохломской росписи зародились еще в 17 веке в селе Хохлома. Хохломское изделие изготовляется из липы, березы и первоначально ошкуренной и отделанной заготовки. Затем идет роспись яркими масляными красками. Свои росписи мастера наносят очень быстро с маху, поэтому и получаются длинные, гибкие, изящные листы знаменитой хохломской «травки».

Первый скоморох:

Коль на ярмарку пришли,

Так гуляйте, покупайте:

Столы, скамейки, узорами разные.

Уголки, разделочные дощечки,

Панно, карнизы с окном

Покупайте, неразменные рублики разменяйте!

Спешите, спешите!

Не опоздайте.

Представители Гжели

  1. А мы, ребята гжельские,

Известны на Руси

Керамикой чудесною –

У каждого спроси.

  1. Уже в 17 веке наши мастера славились гончарными изделиями. Гжель – это название поселка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района Московской губернии, где с давних пор было повсеместно развито керамическое мастерство. Название деревень сходны – Гжель, Агжель. Огжель. В них заложен определенный смысл – жечь, обжигать. Впервые местечко Гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Камем 1328 г. К середине 17 века относятся сведения о Гжели как о местности. Богатой хорошими глинами. По указу Алексея Михайловича крестьяне Гжельской волости поставляли глину в Москву. В 1722 г. в Гжели появился первый завод. Постепенно наш край стал полноправным хозяином керамического производства в России. Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным для мастеров Гжели.
  2. Ведущий. А вот купцы из Палеха, чем же славится этот край?

Представители Палеха. Наш край зовется Палехом. Знаменит он своей миниатюрной живописью. Производство изделий из папье –маше возникло в России в начале 18 века. Известно четыре центра лаковой миниатюры. Палех – один из них. Еще славится своим искусством федоскинские мастера из Подмосковья, из села Данилково, что тоже под Москвой. Четвертый центр – село  Холуй, наш палехский сосед. Село упоминается еще в рукописи 15 века. Художники Палеха пишут не масляными красками, а темперой, то есть красками разведенными на клею и яичным желтком. Рисунок Палеха яркий, чистый, лаконичный, выразительный.

  1. Ведущий. Да, красивые товары наши гости привезли, есть из чего выбирать.

А вы, почтенные, не робейте,

Своих денег не жалейте,

Покупайте гжель,

И про дымку не забывайте

Вот еще матрешки есть, что не можно глаз отвесть.

Гости из Сергиева Посада.

  1. Мы приехали к вам в гости из Сергиева Посада, знаменитого своей Троице – Сергиевой лаврой. Начало нашего города уходит в 14 века, когда Сергеем Радонежским был основан монастырь. Знаменит наш город архитектурным стилем, богатейшим собранием произведений русского искусства, а еще куклой деревянной – матрешкой.
  2. Историческая родина матрешки – Индия, Китай, Япония. Около 100 лет назад Японская игрушка Дарума попало в Россию. Игрушечный мастер Звездочкин из Сергиева Посада сделал разбирающуюся куклу, а художник Сергей Лизлютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощекая, с льняными волосами, простой крестьянской одежде. Так родился радостный образ крестьянских девочек, покоряющих своей искренностью и простотой. Ну ни дать -ни взять русская матрешка – Матрена – имя в то время очень распространенное. Сейчас матрешек делают еще в городах Семенов и Полховский Майдан, что в Нижегородской области.

Таней «Матрешки»

  1. Ведущий. Привлекательны на нашей ярмарке платки. Где же такие делают?

Представители Павловского Посада.

В русском народном искусстве сложились определенные традиции художественного оформления каждой детали женского костюма. Разнообразны были головные уборы, и с давних времен придавалось большое значение платкам, которые часто надевали поверх одежды и носили на плечах. такой стиль одежды был известен с 19 века. Мода на них пришла из Франции. По традиции, платок самый дорогой подарок, украшение женщины. Производство шалей организовали в Павловском Посаде под Москвой. В орнаменте павловопосадских платков – мотивы пышных букетов из садовых цветков, чаще всего роз. Яркие зеленые листья дополняли цветы. Цвет фона – черный, красный, зеленый, бордо, васильковый, белый.

Второй скоморох:

А теперь немного отдохнем

И послушаем веселые частушки

Частушки

  1. Вы, подружки мои, в стороне не стойте

А частушки про платки веселее пойте

  1. На платочке две цветочки – голубой да синенький

Про любовь не кто не знает.

Только я да миленький.

  1. Повяжу платок я туго,

Чтобы ветер не порвал

Поведу машину лугом,

Чтобы милый увидал.

  1. Нынче красненький платочек

На кудрях свои нашу

На кого взгляну разочек,

В миг того приворожу.

  1. Супостаточка моя в беленьком платочке

Перед милым вертеться, ка змея на кочке.

Хозяева с кружевами

Хороши наряды ваши

Кто сказал, что хуже наши?

Ниши тоже хороши!

Кукарские кружева – так они названы по городу Кукарке. Известен с истории с 18-19вв. В 1893 году в Слабоде, Кукарке открывается школа кружевниц, а на следующий год она получает заказ на кружева от «Русского общества», основанного в Америке для продажи кустарных изделий России. Позднее школа подарила плетенное платье великой княгине Ольге и не раз одарила царскую семью.

Первый скоморох:

Звенят небеса

На все голоса

Товаров – тьма.

Полки трещат

Покупай –не зевай.

Нынче – ярмарка!

  1. Ведущий:

Тут еще подносы есть,

Что не можно глаз отвесть.

Гости из Жостово.

1.Стародавнем предшественниками Жостовских железных подносов были изделия из благородных металлов: серебра и золота, существовавшие еще в римские, греческие, египетские времена. А непосредственными, ближайшими их предшественниками в России стали Нижетагильские подносы, известные в середине 18 века. Но в начале 19 века этот промысел пришел в упадок, уральские подносы были вытеснены Жостовскими.

  1. Деревня Жостово бывший Троийкой волости Московской губернии поначалу имела промысел кустарный, надомный. Осип Вишняков объединил существовавшие до этого разрозненные надомные промыслы, основав свою постоянную фабрику.

Подносы в Жостове уникальны. Роспись делается без эскизов. В прошлом изделия украшались пейзажами со сказочными замками, жанровыми сценами, позднее – цветами. Цвет фона разнообразный, классический – черный.

Второй скоморох:

Коль на ярмарку пришли.

Так гуляйте

Самовар шумит,

Подходить велит

Бублики, баранки

Подходите к самобранке

В «аппетитный двор»

  1. Ведущий:

Мы закрываем ярмарку сейчас,

Приятно было веселится вместе всеми,

Узнать о творчестве умельцев

Увидеть дивное творение мастеров,

Воспевших красоту природу края!

Мы закрываем ярмарку сейчас.

Задорную и разноцветную,

Веселую и многоликую,

С каруселями и шутками,

Потешками и прибаутками

Прощай, ярмарка!

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: