Среди родителей обучающихся Дома детского творчества был проведен опрос, родителям предлагалось ответить на вопрос: «Сколько времени в день вы тратите на совместные дела со своим ребенком?». Были получены следующие результаты:
около часа – 45 %,
от 30 мин до 1 часа - 37 %,
от 15 мин до 30 мин – 15 %,
от 5 мин до 15 мин – 3 %.
Причины:
- чрезмерная занятость родителей на работе, а после работы домашними делами;
- засилье телевизионных программ и новых компьютерных игр:
- интернет;
- нет общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи;
- неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и отдых.
Была выявлена проблема: из-за отсутствия духовного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации.
Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка, развитию его творческих способностей.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений преподавателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.
Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Педагог должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.
Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности педагога и родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир.
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности педагога. Взаимодействие с родителями позволяет полнее раскрыть способности детей, шире использовать их творческий потенциал, объединить воспитательные усилия на целевой интегрированной основе.
И здесь родители должны стать не просто союзниками, а сами стать «учениками», тем самым подавая личный пример.
Проект реализуется на одной группе объединения «Умейка», возраст обучающихся 6 – 11 лет, в группу входят дети с ограниченными возможностями здоровья, которые особо нуждаются в поддержке взрослых.