МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
Цель урока
совершенствовать знания учеников о выразительных возможностях инструментов симфонического оркестра, используя знакомства с главными героями симфонической сказки.
Задачи урока
Образовательные:
· познакомить с музыкальными портретами героев симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк» (выразительными и изобразительными возможностями инструментов симфонического оркестра);
· определять по музыкальной интонации образ музыкального героя.
Развивающие:
· развитие звуковысотного и тембрового музыкального слуха, музыкальной памяти (узнавать темы музыкальных героев);
· развитие творческой личности на уроках музыки;
· расширять словарный запас для определения характера музыкального произведения.
Воспитывающие:
· воспитание чувства прекрасного и культуры слушания симфонической музыки.
Планируемые личностные
результаты
образования
· формирование личностного отношения к главным героям сказки;
· проявление интереса к художественной деятельности;
· развитие позитивной самооценки и положительного отношения к урокам;
· проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и анализе музыкальных тем.
Планируемые универсальные учебные
действия
регулятивные
познавательные
коммуникативные
· планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
· уметь действовать по плану.
· проявление способности к самоорганизации в процессе восприятия и анализа музыки;
· оценивание личностных знаний, умений, полученных на уроке;
· адекватно принимать оценку взрослых и одноклассников.
· осознавать многозначность содержания художественного образа;
· выявлять жизненные связи музыкального образа;
· уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста;
· формирование умения различать звучание музыкальных тем персонажей сказки, выявлять различие характеров, анализировать средства музыкальной выразительности;
· преобразовывать художественный текст в соответствии с учебными задачами.
· участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
· взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности;
· формирование умения выражать свои мысли, вступать в диалог с учителем и одноклассниками;
· речевое выражение своих впечатлений об уроке, передача знаний, приобретенных в процессе учебной деятельности в устной форме;
· воспроизводить музыкальные фразы осмысленно, выразительно, понятно для одноклассников;
· формировать собственное мнение и позицию.
Планируемые
предметные
результаты
· узнавать темы музыкальных героев пройденных произведений;
· импровизировать музыкальные портреты в разных видах музыкальной деятельности;
· узнавать звучание групп инструментов симфонического оркестра и тембры отдельных инструментов;
· иметь представление о возможностях музыки в передаче разнообразных движений;
· определять на слух и передавать в исполнении характер движения в музыке.
Оборудование для проведения урока
компьютер, проектор, презентация
Использованные образовательные ресурсы для проведения урока
Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк» (Страна: Франция. Продолжительность: 00:29:53. Дирижер: Даниэле Гатти. Год выпуска: 2013)
Подготовленная презентация к уроку
Методы
1. Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).
2. Практический метод (работа над графическим изображением героев).
3. Наглядный метод (иллюстрации инструментов и героев сказки).
4. Видео метод (просмотр и прослушивание симфонической сказки).
Ход урока
Содержание учебного материала
произведения, авторы
Время
Содержание деятельности учителя и учеников
микрообобщения – связки
обобщения
1.Организационный этап
1 мин.
Учитель: «Здравствуйте, ребята»
Дети: «Здравствуйте, учитель»
Учитель: Садитесь, пожалуйста. Скажите, пожалуйста, ребята, много ли вы сказок знаете, и как они называются?
Дети: разные варианты ответов.
Учитель: Вот видите, сколько вы много знаете сказок. А еще бывают и музыкальные сказки. Чем же они отличаются от обычных сказок?
Дети: ответы.
2 этап. Определение темы урока и ее формулировка
Текст стихотворения
Слайд – портрет и годы жизни С.С. Прокофьева
5 мин.
Учитель: Послушайте стихотворение. Внимательно его прослушайте и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых в нем говорится.
*****
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
Упрятала в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
К тесовому дому под елью,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Скрипка, кларнет, и фагот.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы,
В нее поскорей отвори.
Учитель: Ребята, какие музыкальные инструменты вы услышали?
Примерные ответы учащихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны, скрипка.
Учитель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?
Примерные ответы учащихся: «Петя и волк».
Учитель: Правильно! А написал эту сказку композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Кто же такой композитор?
Дети: Это человек, который сочиняет музыку.
Учитель: Она была написана очень давно – в 1936 году. Это не просто сказка - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра.
Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».
3 этап. Актуализация и коррекция опорных знаний
Слайд - оркестр
1 мин.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что же означает слово оркестр?
Ответы детей.
Учитель: Оркестр – большой, дружный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.
4 этап. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся
Слайд – герои сказки «Петя и волк»
1 мин.
Учитель: Мы познакомимся с музыкальными портретами героев симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». Скажите, что от вас требуется, чтобы урок прошел успешно? (Ответы учеников)
5 этап. Открытие нового знания
5.1. Первичное усвоение новых знаний
1 мин.
Учитель: В симфонической сказке «Петя и волк» голоса всех героев сказки представлены разными инструментами, которые озвучивают только одного героя. Каждый голос имеет свой тембр, т.е. окраску звука, как цветные карандаши.
Учитель: Сюжет сказки простой. Это история мальчика – отважного пионера Пети, который является главным героем сказки. Раньше была такая организация – пионерская. В неё принимали только тех ребят, кто хорошо учился и хорошо себя вёл. О них говорили так: «Пионер – всем ребятам пример!». Итак, наша история о пионере Пете, который своими силами смог поймать страшного волка, конечно, ему помогали его друзья.
Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим симфоническую сказку С.С. Прокофьева «Петя и волк». Слушайте внимательно и смотрите во все глаза.
5.2. Первичная проверка понимания
Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк» (Страна: Франция. Продолжительность: 00:29:53. Дирижер: Даниэле Гатти. Год выпуска: 2013)
33 мин.
Учитель: Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?
Примерные ответы учащихся:
- Веселым, озорным, радостным.
- Он идет, что-то напевает и подпрыгивает.
Учитель: Так, мы послушали темы двух действующих лиц. У кого из них оказался высокий голосок?
Дети: У птички.
Учитель: Правильно. Голос Птички передаёт самый высокий и подвижный деревянный духовой инструмент – флейта, а у уточки тёплый, сочный и слегка гнусавый тембр гобоя.
Учитель: Как вы думаете, что делает кошка?
Примерные ответы детей:
- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
- Иногда она останавливается.
Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он взял его за руку, повел в ограду и закрыл калитку. Дедушка добрый и очень переживает за Петю. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Прослушанная тема похожа ворчливого дедушку?
Примерные ответы детей: да!
- Что вы можете сказать об этом персонаже (о волке)? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Примерные ответы детей:
- Музыка изображает Волка опасным хищником.
- Это злой Волк!
- Слышно, как он воет.
Учитель: Вдруг появились охотники. Какие инструменты здесь играли?
Примерные ответы детей:
-Это барабаны!
- Ударные инструменты!
Динамическая пауза (физкультминутка) (1 мин.)
6 этап. Закрепление изученного
Презентация
5 мин.
Учитель: Итак, ребята, мы научились на уроке с инструментами симфонического оркестра на примере замечательной симфонической сказки «Петя и волк» композитора Сергея Прокофьева. Давайте вспомним, какие герои действуют в этой сказке. Каждому действующему лицу этой сказки Прокофьев дал свою музыкальную тему, который исполняет определенный инструмент.
Тему Пети озвучивают скрипка, альт, виолончель и контрабас. Это струнно-смычковые музыкальные инструменты. Их звучание напоминает голос человека.
Теперь появляется птичка. Ее озвучивает флейта. Она звучит тоненько и высоко.
Утку озвучивает гобой. Он звучит голосом пониже – дает немножко тяжелый звук. Кажется, как будто утка крякает.
Следующий инструмент – кларнет. Он озвучивает кошку. Она ходит очень мягко на своих бархатных лапках.
Одним из самых низких инструментов является фагот. Эти инструментом Прокофьев изобразил дедушку, любящего поворчать.
Флейта, гобой, кларнет и фагот – это деревянно-духовые инструменты.
Дальше появляется волк. Его озвучивает не один инструмент, а три одинаковых инструмента. Это валторны. Валторны – это медные духовые инструменты.
Охотники-то идут довольно веселой походкой. Они стреляют из ружей, озвученных большим барабаном и литаврами. Это ударные инструменты.
7 этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)
1 мин.
Учитель: Вот и все действующие лица со сказки. Мне кажется, что вот по таким примерам вы уже запомнили и действующие лица сказки, и инструменты симфонического оркестра. Давайте еще раз перечислим виды музыкальных инструментов симфонического оркестра. (Перечисляют)
- Поднимите руки те, кому сегодняшний урок понравился и у него сейчас хорошее настроение.
- А теперь поднимите те, кому урок не понравился. Если такие есть, спрашиваю, почему.