Музыкальное экспериментирование
Что такое эксперимент?
Эксперимент (с греч.) - проба, опыт, метод исследования.
Эксперимент является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка дошкольника?
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается, как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Маленькие дети любознательные. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?»
«А как звучит музыка?» и т. п.
Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка совершают непоправимое. Они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость.
Какие существуют звуки?
Звук - это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий. Каждый звук имеет свои, присушите только ему особенности. Они – то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры.
Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы:
- звуки шумовые (от слова шум, шуметь)
- звуки музыкальные (от слова музыка)
Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое - мелодичные.
Экспериментирования со звуками.
Процесс экспериментирования детей со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребёнка, способствует развитию интеллектуальной компетентности.
Исследовательские игры.
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности
1. Как звучит вода
Материалы для исследования:
- таз с водой,
- тростниковые трубочки,
- разнообразные по размерам и диаметру отверстий емкости (пластмассовые банки, бутылки и т. п.),
- ракушки,
- камешки, кубики деревянные или пластмассовые,
- мелкие металлические предметы,
- иллюстрации с изображением моря, ручейка, дождя и т. п.
Описание исследования:
Предложите ребёнку прислушаться к воде. Тишина. Затем предложите ребёнку взять трубочку, погружая одним концом в воду, осторожно дуть в неё. Вода тихонько булькает. После этого пробуем оставить часть отверстия над водой и сильно дунуть в трубочку — вода громко булькает. Разнообразными маленькими или большими ёмкостями набираем и льём воду в таз с водой, шлепаем по воде, бросаем в воду ракушки, камешки, деревянные и пластмассовые кубики, мелкие металлические предметы и т. п. И главное, внимательно слушаем с ребёнком какие звуки мы слышим, обмениваемся мнением, отмечая, что каждый раз вода звучит по-другому.
2. Как звучат камни
Материалы для исследования:
—камешки разных размеров, разной формы,
—деревянные, картонные или пластмассовые коробочки.
Описание исследования:
Ребёнок вместе с мамой рассматривает камешки и выбирают те экземпляры, которые им больше понравились. Уточните, почему именно на них ваш ребёнок остановил свой выбор. Здесь целесообразно предложить детям постучать большими камнями громко, маленькими камнями - тихо, побренчать в ладошках, потереть друг о друга, катать в коробочках, катать все камни вместе.
3. Как звучит бумага
Материалы для исследования:
- газетная бумага, картон, в том числе рифленый,
- набор бумаги разной толщины,
- банки, коробки с натянутой сверху бумагой.
Описание исследования:
Выберете бумагу. Предложите ребёнку поиграть с ней: можно её смять, потрясти ею и т. д. Вслушиваясь в звуки, соотнесите особенности шуршания-звучания и качества бумаги. Можно поменять ритмические рисунки и громкость звучания, постучать по коробочкам, провести по рифленому картону палочкой. Затем вместе с ребёнком оценить успешные находки бумажного звучания.