Музыка и времена года - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 214
  • Скачиваний: 8

П. И. Чайковский. «Времена года».


              Поговорите с ребенком о шедеврах мировой музыкальной культуры! Послушайте вместе классическую музыку! Развивайте фантазию и творческие способности ребенка! Воспитывайте его музыкальный вкус!   

            То, о чём я хочу Вам рассказать, произошло очень давно. В Петербурге издавался журнал, который назывался «Нувеллист» — от слова «новелла», что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и, конечно, в первом новогоднем номере читателей всегда ожидал какой-нибудь приятный сюрприз.

             На этот раз в январском номере журнала появились ноты небольшой музыкальной пьесы для рояля, которая называлась «Январь». Автора пьесы уже тогда знали и любили. Это был композитор Пётр Ильич Чайковский.

           «Январь» — это одна из пьес музыкального альбома Чайковского, который называется «Времена года». В этом альбоме — двенадцать небольших пьес — по числу месяцев в году.

          Но почему же в журнале «Нувеллист» была напечатана только одна пьеса? Да потому, что это был сюрприз, подарок. Каждая из двенадцати пьес появлялась в журнале в том месяце, название которого она имела. И только потом все они были объединены в альбом «Времена года». Получился музыкальный календарь природы.

Природа. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников — краски, у поэтов — слова. У композитора — только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно рисовать природу. Помните «Песню жаворонка»? Разве звонкие трели, которые так хорошо передаёт рояль, не напоминают тебе о весне, о тающем снеге, о свежем, неповторимом весеннем воздухе? А нежная песенка подснежника? А таинственное мерцание звуков в «Белых ночах»? Это ведь всё картины природы.

          После того как вы послушаете «Времена года» Чайковского, попытайтесь к каждой пьесе найти подходящую картину русского художника и стихотворение на эту же тему. А потом посмотрите, послушайте, почитайте — и подумайте о том, как музыка, живопись и поэзия рисуют разные времена года.

          Слушайте музыку, слушайте её как можно больше. И непременно думайте, и рассуждайте вместе с ребенком над тем, что услышали!

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: