Актуальность: «Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей» (Б. М. Теплов).
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека-это основная часть социально-экономических и духовных направлений современного и общественного устройства. Особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, приобщить к духовным ценностям, познакомить его с детской литературой, музыкой, ИЗО, правилами этикета, обрядами, традициями. Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральнойдеятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Занятия театральной деятельностью и частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Проблема: неумение передавать эмоциональный характер героев. Недостаточный словарный запас и связанной речи.
Цель проекта: последовательно знакомить детей с различными видами театра, развивать инициативу, самостоятельность, связанную речь, воображение и фантазию.
Задачи и приёмы театрализации в ДОУ
Занятия по театрализации решают множество задач, способствуя, прежде всего, гармоничному развитию ребёнка.
Образовательные задачи:
- Начальные основытеатральной культуры. Ребята знакомятся стеатральной терминологией, разновидностями театрального искусства, учатся, как нужно правильно вести себя во время пребывания в театре.
- Театральная игра. У дошкольников совершенствуется умение ориентироваться в сценическом пространстве, перемещаться по площадке, выстраивать диалог с партнёром по постановке на определённую тему и запоминать слова персонажейтеатрального этюда.
- Работа над спектаклем. У ребят развиваются навыки манипуляций с воображаемыми предметами. Ребята учатся воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образпосредством интонации, мимики и пантомимики.
- Ритмопластика. Дошкольники учатся реагировать на музыкальный сигнал либо команду, при этом действовать согласованно, запоминать различные позы и передавать их образно.
- Речевая культура. У малышей происходит становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции, развивается умение изменять интонацию, сочинять коротенькие рассказы и сказки, находить элементарные рифмы.
Развивающие задачи:
- Театрализованнаядеятельность прививает ребятам навыки публичного выступления.
- Удетейактивизируется словарь, обогащается словарный запас, совершенствуется интонационный строй, развивается диалогическая речь.
Воспитательные задачи:
- Повышается общая культура ребёнка, происходит приобщение к духовным ценностям.
- Театрализованнаядеятельность воспитывает в дошкольнике самостоятельность, артистичность, творческое начало, умение общаться с ровесниками и взрослыми.
Организуя в среднем дошкольном возрасте театрализованную деятельность, воспитатель опирается на определённые приёмы:
- Словесные: чтение коротких сказок и рассказов (которые потом трансформируются в сценарий спектакля, беседы с малышами, обращение к своему личному опыту, конкурс чтецов.
- Наглядные: совместное рассматривание костюмов, декораций к конкретным спектаклям, просмотртеатральныхпостановок в детском саду (их организуют педагоги либо приглашаются профессиональные актёры).
- Практические: сюда относятся игры-драматизации, разыгрывание коротеньких этюдов, рисование эпизодов из конкретных сказок и рассказов, изготовление своими руками декораций, атрибутов, масок и прочих элементов костюмов
Задачи проекта:
-Развивать у детей выразительность речи;
-Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
-Содействовать развитию творческой активности детей;
-Развитие мелкой моторики рук.
Для родителей:
-Привлечь родителей к изготовлению персонажей по сказкам;
-Выставка рисунков «Мы из сказки»;
-Сформировать у детей и родителей интереса к театру и совместной театральной деятельности;
-Фото-вернисаж «В кукольный театр вместе с семьей»
Для педагога:
-Разработать план на год;
-Разработать сценарии открытых мероприятий на год.
Ожидаемый результат:
-Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия о театрализованной деятельности детей;
-Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства;
-Развитие эмоционального фона и речи дошкольников, пополнение театрального уголка;
-Увлеченное использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели актерского мастерства для детей 4-5 лет.
1 этап-подготовительный, информационно-исследовательский:
-Создание совместно педагога с родителями и детьми разные виды театра;
-Чтение художественных произведений (сказки, рассказы);
-Пальчиковая гимнастика;
-Разработка сценария развлечения для детей.
Второй этап основной:
Сентябрь.
Предварительная работа: родители совместно с детьми изготовили персонажи кукольного театра к сказке «Пых» обраб. Н. Мялика.
-Знакомство детей с белорусской сказкой «Пых» обраб. Н. Мялика.
Рассматривание героев кукольного театра.
-Повторное чтение.
-Распределение ролей.
-Индивидуальная работа с персонажами сказки.
-Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.
-Репетиция сказки.
-Показ сказки «Пых».
Октябрь
Предварительная работа: родители совместно с детьми изготовили персонажи картанажного театра к сказке «Репка».
-Чтение русской народной сказки «Репка».
-Рассматривание героев картанажного театра.
-Повторное чтение сказки.
-Распределение ролей.
-Индивидуальная работа с персонажами сказки.
-Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.
-Репетиция сказки.
-Показ сказки «Репка».
Ноябрь
Предварительная работа: родители совместно с детьми изготовили персонажи кукольного театра к сказке «Теремок».
-Чтение русской народной сказки «Теремок».
-Рассматривание героев кукольного театра.
-Повторное чтение сказки.
-Распределение ролей.
-Индивидуальная работа с персонажами сказки.
-Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.
-Репетиция сказки.
-Показ сказки «Теремок».
Декабрь
Предварительная работа: родители совместно с детьми изготовили персонажи пальчиково театра к сказке «Заюшкина избушка».
-Чтение сказки «Заюшкина избушка».
-Рассматривание героев пальчиково театра.
-Повторное чтение.
-Распределение ролей.
-Индивидуальная работа с персонажами рассказа.
-Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев рассказа.
-Репетиция рассказа.
-Показ сказки «Заюшкина избушка».
Январь
Предварительная работа: родители совместно с детьми изготовили персонажи пальчиково театра к сказке «Зимовье» обраб. И. Соколова-Микитова.
-Знакомство детей с русской народной сказкой «Зимовье» обраб. И. Соколова-Микитова.
-Повторное чтение.
-Распределение ролей.
-Индивидуальная работа с персонажами сказки.
-Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.
-Репетиция сказки.
-Показ сказки «Зимовье».
Февраль.
Предварительная работа: родители совместно с детьми изготовили персонажи пальчикова театра к сказке «Колобок».
-Чтение русской народной сказки «Колобок».
-Рассматривание героев пальчикова театра.
-Повторное чтение сказки.
-Распределение ролей.
-Индивидуальная работа с персонажами по передачи характера персонажа.
-Индивидуальная работа с персонажами.
-Репетиция сказки.
-Показ сказки «Колобок».
Март
Предварительная работа: родители совместно с детьми изготовили персонажи картонажного театра к сказке «Три медведя».
-Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».
-Рассматривание героев картонажного театра.
-Повторное чтение.
-Распределение ролей.
-Индивидуальная работа с персонажами сказки.
-Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.
-Репетиция сказки.
-Показ сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».
Апрель
Предварительная работа: родители совместно с детьми изготовили персонажи пальчикова театра к рассказу Т. Караманенко «Еж и грибок».
-Чтение рассказа «Еж и грибок».
-Рассматривание героев пальчикова театра.
-Повторное чтение.
-Распределение ролей.
-Индивидуальная работа с персонажами рассказа.
-Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев рассказа.
-Репетиция рассказа.
-Показ рассказа «Еж и грибок».
Май
Предварительная работа: инсценировка сказки «Маша и медведь».
-Чтение русской народной
-Повторное чтение.
-Распределение ролей.
-Индивидуальная работа с героями сказки.
-Индивидуальная работа с героями на звукоподражание.
-Репетиция сказки.
- Показ сказки «Маша и медведь».
Создание условий для самостоятельной деятельности:
Познание: рассматривание книг с яркими иллюстрациями;
Социализация: сюжетно-ролевая игра «Театр»;
Художественное творчество: раскраски по сказкам, рисование сказочных героев;
Театральный уголок: игровая самостоятельность детей с различными видами театра;
Физическая линия: пальчиковая гимнастика.
Работа с родителями:
-Консультация для родителей, анкета «Театр и дети»;
-Помощь в изготовлении разных видов театра;
-Участие в выставке рисунков «Мы из сказки».
3 этап – Общение опыта
Театрализованная сказка «Маша и медведь»
Виды театра
Таблица: фрагменты конспектов занятий по театрализованной деятельности в средней группе
Автор и название занятия Ход занятия
Хлебникова Н. А.
«Играем в театр» Воспитатель входит в образе сказочницы и беседует с детьми о том, где можно увидеть сказки. Ребятам предлагается перевоплотиться в артистов — учиться передавать чувства выражением лица и жестами. Игра-разминка «Передавалки».
По заданию педагога дети должны передавать друг другу конкретные эмоции: улыбку, «сердилку», «испуг», «страшилку».
Следующее задание — передать по кругу определённое количество хлопков.
Передать настроение с помощью голоса. Нужно сказать фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» грустно и весело.
Сказочница сообщает дошкольникам, что к ним в гости пришёл котёнок. Дети вспоминают мультфильмы и сказки, в которых есть этот герой, а затем передают друг другу игрушечного котёнка, гладят его, говорят ласковые слова.
Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Кискино горе»
Плачет киска в коридоре,
У неё большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Беседа по содержанию. Несколько детей рассказывают его грустно, другие — весело. Педагог предлагает ребятам самим превратиться в котёнка, который хочет украсть сосиски. Нужно встать со стульчика, как киска, на задние лапки, покрутиться возле стола, вдохнуть ароматный запах сосисок. Но вот входит хозяйка — котёнок убегает. Чтение стихотворения Л. П. Савиной:
Киска, кисонька, кисуля! —
Позвала котёнка Юля. —
Не спеши постой, постой! —
И погладила рукой.
Ребятам предлагается представить, как они рукой гладят кошечку.
Сказочнице пора возвращаться домой. Она интересуется у ребят, что им понравилось на занятии больше всего, какие интересные вещи они узнали
Воспитатель рассказывает детям, что по дороге в детский сад она нашла красивую коробочку. Чтобы открыть её, нужно отгадать загадки (по ходу отгадывания демонстрируются игрушки):
Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки, боится кошки. (Мышка).
Зелёная я, как трава,
Моя песенка «ква-ква». (Лягушка)
По полю скачет — ушки прячет.
Встанет столбом — ушки торчком. (Зайка).
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лиса).
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)
Ребята догадываются, что звери — герои сказки «Теремок». Педагог предлагает разыграть эту сказку, произносит волшебные слова, и ребята превращаются в лесных жителей — надевают шапочки-маски. Кто-то из ребят играет роль солнышка и ёлочек (соответствующие маски).
Воспитатель в роли автора рассказывает сказку, а дети играют роли персонажей.
Проводится физкультминутка «Строим дом».
Стук-стук молотком,
(Имитация молотка).
Строим, строим новый дом.
(Ходьба на месте).
Ты, пила, пили быстрей,
(Имитация пилы).
Домик строим для зверей.
(Прыжки на месте).
Дружно работали,
дом быстро построили —
каждому по комнате.
Звери дружно жили, не тужили,
печку в домике топили.
Вот и сказке конец,
а кто слушал молодец!
А теперь надо вновь превратиться из лесных зверят в ребят!
(воспитатель снимает с детей шапочки-маски).
Детям предлагается сесть за столы и выложить из счётных палочек теремок.
Анализ занятия. Педагог выясняет у дошкольников, что им больше всего понравилось, а что было трудным.