Мир древности: далёкий и близкий - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 203
  • Скачиваний: 16

Конспект

урока окружающего мира в 4 классе

(УМК «Школа России»)

Тема урока: Мир древности: далёкий и близкий.

 

Цель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.

Формируемые УУД:

Познавательные – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные – проявлять желание больше узнать.

Оборудование: учебники А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс 2 часть; рабочие тетради А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс 2 часть; дополнительная литература; кроссворд; карточки для работы в группе.

Ход урока

 

  1. I. Организационный момент
  1. II. Актуализация опорных знаний

- На прошлом уроке мы изучали тему «Начало истории человечества».

- На какие эпохи учёные делят историю человечества? (Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени)

- Какая эпоха в истории была самой долгой? (Первобытная история)

- Опиши по иллюстрациям на с. 5 учебника изменения во внешнем облике первобытных людей.

Взаимопроверка.

- Проверим друг у друга выполнение заданий 3, 4 на с. 4 рабочей тетради.

Задание 3: Рассмотри предметы, которые были найдены учёными при раскопках различных древних поселений. Какое общее название можно дать этим вещам с точки зрения историка?

- Как вы подписали данные предметы в задании 3? (Экспонат, историческая ценность и др.)

Задание 4: Изучая места поселений первобытных людей, учёные могут воссоздать облик жилищ той далёкой эпохи. Рассмотри рисунки. Как ты думаешь, где изображено более древнее жилище, а где – более позднее?

- Почему именно так думаете?

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы.

Кроссворд

- Разгадав кроссворд, узнаем, куда поведёт нас дорога истории дальше.

 

  1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории. (Земледелие.)
  2. Люди научились … глиняную посуду. (Изготовлять.)
  3. Этим занимались женщины и дети. (Собирательство.)
  4. Как по-другому назвать древнейшего человека? (Первобытный.)
  5. Освещение первобытных художников в пещере. (Факел.)
  6. Основное занятие древнейшего человека. (Охота.)

- Прочитайте ключевое слово. (Египет.)

- Речь сегодня пойдёт о мире древности: о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме.

-  Прочитайте тему, записанную на доске. («Мир древности: далёкий и близкий».)

- Какой вопрос у вас возникает? (Почему мир древности может быть близким?)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

  1. IV. Открытие нового знания

Работа в группах

- Нам сегодня надо побывать в трёх древних государствах и получить новую информацию.

(Класс делится на группы. Каждая группа выбирает себе государство для изучения. Ученики используют учебник, карточки с вопросами.)

- Ваша задача – ответить на вопросы, а затем рассказать о государстве. Сначала каждый индивидуально читает и отвечает на вопросы, затем обсуждаете группой. Выбираете одного человека, который рассказывает о стране.

(Дети работают индивидуально несколько минут, затем по команде учителя работают в группах.

Карточки для работы.

Древний Египет (с. 8-9)

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Когда появилось Египетское царство?

Примерно 5000 лет назад.

2

Где возникло Египетское царство?

На берегах реки Нил.

3

По мнению египтян, кто управлял миром?

По мнению египтян, миром управляли боги.

4

На кого были похожи боги египтян?

Боги египтян были похожи на животных.

5

Как называли бога солнца?

Бог солнца Ра.

6

Как изображали бога солнца Ра?

Бога солнца Ра изображали человеком с головой птицы.

7

Как называли бога воды?

Бог воды и разлива Нила Себек.

8

Каким представлялся Себек?

Себек представлялся в виде человека с головой крокодила.

9

Как называли бога мудрости, счёта и письма?

Богом мудрости, счёта и письма был Тот.

10

Как обычно изображали Тота?

Изображали Тота обычно в виде человека с головой птицы ибиса.

11

Что ещё относят египтяне к дарам Тота?

Египтяне считали, что бог Тот придумал месяцы и годы, научил дюдей вести счё времени. Также к дарам Тота относятся арифметический счёт и письмо.

12

Как писали египтяне?

Египтяне писали особыми знаками – иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет, но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для обозначения гласных букв в египетском письме не было.

13

Что умели возводить древние египтяне?

Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы Карнак, Луксор и пирамиды Тутанхамона, Хеопса.

14

В честь кого возводили храмы?

Храмы строились в честь богов.

15

Что такое пирамиды?

Пирамиды – это гробницы царей Египта – фараонов.

Древняя Греция (с. 10-11)

№ п/п

Вопрос

Ответ

 

Какой город является столицей Древней Греции?

Столица Древней Греции – Афины.

 

Что является сердцем Афин?

Сердцем Афин является Акрополь.

 

Что такое Акрополь?

Акрополь – это высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нём неповторимый архитектурный ансамбль – прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех сторон города и со стороны моря.

 

Назовите самый знаменитый храм Акрополя.

Самый знаменитый храм Акрополя  - это Парфенон.

 

Какая скульптура находилась в центре Акрополя?

В центре Парфенона находилась мраморная статуя богини Афины - покровительницы города.

 

Родиной чего является Древняя Греция?

Древняя Греция – родина олимпийских игр.

 

Как часто и в каком городе проводились соревнования?

Соревнования проводились раз в четыре года в городе Олимпия.

 

Что было запрещено в дни Олимпиады?

В дни Олимпиады были запрещены любые военные действия.

 

Расскажите о письменности в Древней Греции.

Жители Финикии придумали такой алфавит, в котором каждый знак (буква) передавал определённый согласный звук. На основе финикийского письма создали свой алфавит древние греки. В греческом письме впервые появились буквы для обозначения гласных звуков.

 

Древний Рим (с. 12-13)

№ п/п

Вопрос

Ответ

 

Назовите дату основания Рима.

Датой основания Рима считается 753 г. до н. э.

 

Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней.

Колизей, Римский форум, Пантеон.

 

Расскажите о Римском форуме.

Римский форум был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки.

 

Что такое Пантенон?

Пантеон – это храм всех богов.

 

Что такое Колизей?

Колизей – амфитеатр, который служил для гладиаторских боёв и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей.

 

Какой город в древности был погребён под толстым слоем пепла?

Город Помпеи был погребён под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.

 

  1. V. Первичное закрепление

(Один ученик из группы рассказывает о стране. Учитель дополняет выступления групп.)

  1. VI. Физкультминутка

 

VII. Работа по новой теме

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Выполните задания 1, 2 на с. 5.

(Работа в парах. Коллективная проверка.)

Задание 1 – О какой древней стране рассказывают эти изображения? (Древний Египет)

Задание 2 – Выберите правильный ответ и отметьте его знаком «+».

Что не относится к истории Древнего Египта:

 фараон;                    Нил;                     Акрополь?

Найдите название древнего города:

 Помпеи;                   Карнак;                Колизей.

Что не является архитектурным сооружением:

 Парфенон;               Везувий;              Пантеон?

Найдите географическое название:

 иероглиф;                пирамида;            Нил.

- Сделайте подписи к фотографиям, выполняя задание 5 на с. 6. (Парфенон – Главный храм в древних Афинах (Греция). Пантеон – храм всех богов в Риме. Древнеегипетский храм. Колизей – амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима.)

  1. Творческое задание

- Придумайте и нарисуйте «визитную карточку» одной из древних стран.

  1. Викторина
  2. На берегах какой реки возникло Египетское царство? (На берегах Нила.)
  3. Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)
  4. Что вы знаете о богах Ра, Себек, Тот? (Ра – бог солнца, Себек – бог воды, Тот – бог счёта, мудрости и письма.)
  5. Кто такой фараон? (Фараон – царь Египта.)
  6. Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? (Храмы и пирамиды.)
  7. Назовите столицу Греции. (Афины.)
  8. Столицей какого государства является город Рим? (Рим – столица Италии.)
  9. Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нём архитектурным ансамблем? (Акрополь.)
  10. Назовите самый знаменитый храм Акрополя. (Парфенон.)
  11. Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней. (Римский форум, Пантеон, Колизей.)
  12. Какой город был погребён под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпеи.)
  1. Просмотр презентации

(Использую электронное приложение к учебнику)

VIII. Подведение итогов к уроку

- Ответим на вопрос, который мы задали в начале урока: «Почему мир древности может быть близким?» (Многие строения и знания дошли до наших дней.)

- Достигли ли цели урока?

- Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

- Какие государства Древнего мира вы знаете? (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.)

- Приведите примеры знаменитых сооружений древнего мира.

- Как писали в Древнем Египте, Древней Финикии, Древней Греции?

  1. IX. Рефлексия

(Оценивание работы группы.)

- Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

- Что помогло?

- Что помешало?

- Кого из ребят вашей группы можно назвать лучшими исследователями?

- Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно?

Домашнее задание

  1. Прочитать текст на с. 8-14 учебника.
  2. Выполнить задания 3, 4 на с. 6 рабочей тетради
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: