С проблемой адаптации детей мигрантов школа столкнулась совсем недавно. Основным составом обучающихся, прибывающим к нам в школу, являются дети мигрантов из стран ближнего зарубежья. Администрации школы и педагогическому коллективу необходимо искать среди традиционных методов и форм работы именно те, которые являлись бы наиболее эффективными для успешного вливания в уже сложившийся детский коллектив школы обучающихся с трудностями в обучении и отклонениями в поведении из-за наличия у них языкового и социо-культурного барьера.
В настоящий момент в школе обучаются учащиеся более 10 национальностей.
Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.
На территории Российской Федерации государственным языком общения является русский. А в Республике Башкортостан государственными языками общения являются башкирский и русский. Для большинства детей-мигрантов русские и башкирские языки не только не являются не родным, но и не был языком обучения, он изучался как предмет. При этом количество часов, отводимое особенно на изучение русского языка в школах стран СНГ значительно сокращено, а в некоторых вообще прекращено. Таким образом, уровень владения русским языком этой категории обучающихся не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку для школ Российской Федерации. Отсюда возникает основная проблема – плохое знание или почти незнание русского языка и как следствие:
- сложность изучения учебного материала;
- трудности в общении со сверстниками и учителями;
- проблемы в адаптации.
Итак, педагогам приходится сталкиваться с этими трудностями и решать повседневные проблемы детей-мигрантов, не зная их языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и религиозных традиций.
Решением вышеуказанных проблем является создание комплексной программы адаптации и интеграции детей мигрантов «Мир без границ» (далее – Программа), включающей в себя психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления.
Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.
Правовая основа программы
Правовую основу программы адаптации семей и детей-мигрантов составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Указы Президента;
- принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
- создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское сообщество.
Задачи:
- Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
- Формирование культурной компетентности обучающихся.
- Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур.
- Воспитание толерантного сознания обучающихся школы.
- Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации