Одним из первых практиков, изучающих креативность, был американский учитель и психолог Е.П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требует от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.
Е.П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей и скрытой одаренности детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.