Викторина для воспитателей: «Вопрос-ответ».
Цель: Обобщить знания о методике обучения детей изобразительной деятельности.
- Основная задача обучения рисованию? (Помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами).
- Назовите 2 основных типа занятий по изобразительной деятельности (занятия на тему, предложенную воспитателем, например, освоение нового программного материала, повторение пройденного, и на тему, выбранную каждым ребенком - по его замыслу).
- Назовите три вида занятий по изодеятельности (по содержанию изображения) - (рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное).
- Назовите три вида занятий по способу изображения (по представлению, по памяти, с натуры).
- Перечислите традиционные методы обучения (наглядные, словесные, практические).
- Новая классификация методов (авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н.), перечислите (информативно-рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод проблемного изложения материала).
- Иинформационно-рецептивный метод включает следующие приемы:
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец воспитателя;
- показ воспитателя.
- Словесный метод включает в себя:
- беседу;
- рассказ, искусствоведческий рассказ;
- использование образцов педагога;
- художественное слово.
- Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
- прием повтора;
- работа на черновиках;
- выполнение формообразующих движений рукой.
- Эвристический метод? (Направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно).
- Исследовательский метод? (Направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу).
- Может ли быть использован в работе с дошкольниками метод проблемного изложения?(По мнению дидактов, метод проблемного изложения не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников).
- Основной прием в рисовании для первой младшей группы (Показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью педагога).
- С какого возраста осваиваются законы перспективы? (С 5 лет: деревья, находящиеся на переднем плане, изображаются большими по размеру и располагаются в центре листа; деревья, находящиеся вдалеке, изображаются небольшими по размеру и располагаются внизу листа).
- В какой возрастной группе дети знакомятся с тёплой и холодной палитрой; смешением красок; работой с белилами? (С 6-летнего возраста).
- Почему занятия по изодеятельности желательно проводить в первой половине дня? (Можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест).
- С какой группы детям дается простой карандаш, для предварительной прорисовки основных частей предмета? (Старшая).
- С какой возрастной группы вводится сюжетное рисование? (Сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом).
- Самый легкий для исполнения декоративный элемент? (Мазок).
- Какую форму в лепке дети учатся изображать первой, какие далее? (Цилиндр; шар, диск, соединение двух деталей одной формы, соединение двух деталей разной формы).
- С какого возраста вводится сюжетная лепка? (Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп).
- Виды аппликации (плоскостная, объемная).
- Перечислите основные приемы работы с ножницами по мере усложнения:
а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;
б) вырезание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;
в) вырезание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей;
г) вырезание по контуру;
д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
- Предложите варианты анализ детских работ.
Общая оценка занятия (в мл. возрасте только положительная).
Среди отобранных выбрать 2-3 наилучшие. Почему?
Предложить рассказать о любой понравившейся работе.
Показать работу похожую на образец.
Найти две разные и две одинаковые работы.
Рассказать о своей работе.