Метод case study - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 155
  • Скачиваний: 10

Метод  case  study (кейс - метод)

Создание  кейсов - актуальная  и  популярная  в  настоящее  время  технология.

Она  может  быть  названа  методом  анализа  ситуаций.  Суть метода в том, что для организации  обучения  используются  описания  различных  ситуаций  (от  английского  «case»  - случай). Учащимся предлагают осмыслить жизненную ситуацию, описание  которой  одновременно  отражает  не только какую-либо практическую  проблему, но и  актуализирует  определенный  комплекс  знаний, который  необходимо усвоить при разрешении  данной   проблемы. При  этом сама   проблема  не  имеет однозначных   решений.

Кейс-метод  выступает  как  технология  формирования  образа мышления, которая  позволяет  креативно  думать  и   действовать, развить творческий потенциал. Действия в кейсе либо даются в описании, и  тогда  требуется  их осмыслить (последствия, эффективность), либо  они  должны  быть  предложены  в  качестве  способа  разрешения  проблемы. В  результате  должна быть сформирована  модель   практического  действия.

Метод  кейс-стади – это  не  просто  методическое  нововведение, распространение  метода  напрямую связано с изменениями   в  современной  ситуации  в образовании. Можно  сказать, что  метод  направлен  не столько   на освоение  конкретных знаний или умений, сколько  на  развитие  общего интеллектуального  и  коммуникативного  потенциала  студента  и  преподавателя.

Классическое  и  постклассическое  образование

Классическое   образование

Постклассическое  образование

- Массовость

- Стабильность

- Традиционализм

- Завершенность

- Нормативность

- Цель

- Результат - знания

- Индивидуальность

- Неустойчивость

- Инновации

- Непрерывность

- Творчество  и  неповторимость

- Самоцель

- Результат – компетентность, самостоятельность

В настоящее  время  это  метод  чрезвычайно  широко  распространен. Использование  кейс-метода  теперь  не  ограничивается  только  обучением, очень  активно  метод  кейс-стади  используется  как  исследовательская методика. Эффективность  его  заключается в том, что  он  достаточно  легко может  быть  соединен  с  другими  методами  обучения.

Построение  категориального   аппарата  метода позволяет  существенно повысить  эффективность  его  использования, а  также  открывает  возможности  для  технологизации   метода  в  учебном  процессе. Основными  понятиями, используемыми   в  кейс-методе, являются  понятия  «ситуация»  и  «анализ», а также  производное  от  них   - «анализ  ситуации». Ситуация, как  правило, имеет потенциал  к  изменению, и  эти  изменения  зависят  от  деятельности  людей,  участвующих  в  ситуации.

Существует   множество   видов анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический  анализ  и  другие  виды  анализа, в целом можно сказать, что  все  эти  разновидности  анализа  могут   использоваться  в методе кейс-стади, что в  значительной  степени  расширяет  его  возможности. Кейс-метод   предполагает  подключение  нескольких   видов  аналитической деятельности, возможных  при  осмыслении  ситуации. А это требует высокого уровня  методологической  культуры  преподавателя.

Основная  задача  практического  кейса  заключается  в том, чтобы  детально и подробно  отразить  жизненную  ситуацию. По  сути  дела  этот  кейс создает практическую, что называется, «действующую»  модель  ситуации. Главный его смысл  сводится к познанию  жизни  и  обретению способности к оптимальной деятельности.

Хотя  каждый   кейс  несет обучающую  функцию, степень  выраженности  всех  оттенков  этой  функции  в  различных  кейсах  различна.  Поэтому кейс с доминированием  обучающей   функции  отражает жизнь  не  один  к  одному.

Во-первых, он  отражает  типовые  ситуации,  которые  наиболее часты в жизни  и с которыми  придется столкнуться специалисту  в  процессе  своей профессиональной  деятельности.

Во-вторых, в  обучающем  кейсе  на  первом  месте  стоят  учебные и воспитательные  задачи, что предопределяет  значительный  элемент условности  при  отражении  в  нем  жизни.

Ситуация, проблема  и  сюжет  здесь  не реальные, практические, а такие, какими  они  могут  быть  в  жизни. Они  характеризуются  искусственностью, «сборностью»  из  наиболее   важных  и  правдивых   жизненных  деталей.

Подобное  же  свойственно  и  для  исследовательского  кейса. Его основной смысл  заключается  в  том, что  он  выступает  моделью  для  получения  нового знания  о  ситуации  и поведения  в  ней.  Обучающая  функция  его сводится к обучению навыкам   научного  исследования  посредством  применения  метода моделирования.  Строится  этот  кейс  по  принципам  создания исследовательской   модели.

Как  правило, кейс  включает  в  себя:

Ситуацию  -  случай, проблема, история  из  реальной  жизни.

Контекст  ситуации  - хронологический,  исторический, контекст  места, особенности  действия  или  участников  ситуации.

Комментарий  ситуации, представленный автором.

Вопросы  или  задания  для  работы  с  кейсом.

Приложения.

Этапы  разработки  кейса:

Определение  места  кейса  в  системе образовательных  целей.

Поиск  институциональной  системы, которая будет иметь непосредственное  отношение  к  теме кейса.

Построение или  выбор  модели  ситуации.

Создание  описания.

Сбор  дополнительной  информации.

Подготовка  окончательного текста.

Презентация  кейса, организация  обсуждения.

Метод   кейс-стади  имеет очень широкие  образовательные  возможности. Многообразие  результатов, возможных при использовании метода, можно разделить  на  две   группы - учебные  результаты - как  результаты, связанные  с  освоением  знаний и навыков, и  образовательные  результаты -   как результаты, образованные  самими   участниками   взаимодействия, реализованные   личные   цели   обучения.

Источник:  Виневская А.В. Педагогические  технологии: вопросы теории и практики  внедрения. Справочник  для  студентов.  -  Ростов  н /Д: Феникс, 2014. - 253.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: