Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.
Нарушения речевого развития у учащихся с ТНР носят системный характер и затрагивают все компоненты речи. У них недостаточно сформированны многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.
Тяжелые нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.
В связи с этим в процессе обучения учащихся с ТНР проводится целенаправленное систематическое коррекционное сопровождение. Оно является неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях специальной школы-интернат и способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).