Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Лесная школа».
Программа адаптации детей в образовательной среде «Лесная школа» создана на основе программы психопрофилактических и коррекционных сказок для школьной адаптации «Лесная школа» М.А.Панфиловой и направлена на осознание первоклассниками новых требований, формирование внутренней позиции школьника, потребности в исполнении установленного порядка. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Адаптационные занятия способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и особенностями жизни класса, школы, созданию благоприятного психологического климата в классе.
Очень важно, чтобы у первоклассника была сформирована «внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне (Божович Л.И.).
Цель программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.