Школа в наше время предъявляет к малышу, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с детства.
В своей работе воспитатели используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок. Однако такой подход носит фрагментный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь в совместной деятельности по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию. О ТРИЗ слышали все, но что это – ответят немногие, а целенаправленно используют в работе единицы.
Недавно я нашла на просторах интернета очень интересное пособие под названием «Круги Луллия». Заинтриговало название. Прочитала, посмотрела и поняла, что этим пособием в нашем саду уже очень давно пользуются в старшей группе, но очень эпизодически, лишь на некоторых занятиях. Да и называют его по-другому – дидактический круг. Почему же «Круги Луллия»?