Красота слова рождается из красоты чувства и мысли
(интегрированный урок)
6 класс
Ход урока:
Когда-то я прочитала одну притчу :
Однажды праведный человек беседовал с Богом и спросил его: "Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад".
Бог подвел его к двум дверям, открыл одну и провел человека внутрь. Там был большой круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, который пахла очень вкусно. Человеку безумно захотелось есть.
Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными. Все они выглядели умирающими от голода. У всех их были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными к их рукам.
Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Праведный человек был потрясен видом их несчастья.
Бог сказал: "Ты увидел Ад".
Затем они направились ко второй двери. Бог отворил ее. Сцена, которую увидел человек, была идентичной предыдущей. Тут был такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаша, которая заставляла его рот наполняться слюной. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Человек изумился: "Как это возможно? Я не понимаю..".
А как вы думаете,что ответил этому человеку Бог?
"Всё просто", - улыбнулся Бог, - "Они научились кормить друг друга".
Я не случайно начала наш урок с этой древней восточной истории, потому что она имеет непосредственное отношение к нашему сегодняшнему уроку. Кто-то, может, уже догадался и поможет мне сказать, о чем пойдет речь на нашем занятии и в чем будет заключаться наша работа?
Во-первых, мы будем работать в группах, во-вторых, урок будет связан с темой Востока и восточной мудростью, в-третьих, мы сами попробуем создать свой текст на данную тему по заданным критериям, а чтобы создать свое красивое слово, надо учиться видеть и ценить чужое, как говорил наш замечательный академик Д.С.Лихачев.
Тема нашего урока "Красота слова рождается из красоты чувства и мысли"
На прошлом уроке мы говорили о восточном сказании "Три пальмы", оно-то и послужит в определенной степени основой нашего урока, мы постарались проникнуть в словесную ткань баллады М.Ю.Лермонтова, а сегодня попробуем создать свой текст, поэтический или прозаический, как вам больше захочется. Но... мы все-таки учимся, поэтому поэтико-прозаический хаос нам ни к чему, поэтому перед нами будут стоять четкая цель: Создать поэтический или прозаический текст, зная правила его построения и средства художественной выразительности для создания определенного образа.
Когда-то одна из моих учениц создала такую художественную зарисовку.
Жара. Среди пустыни – дворец. Чувствуется легкий ветерок от опахал. Я вдыхаю яркие и тяжелые ароматы пряностей, роз и амбры. В душе покой и безмятежность, они переполняют меня. Всюду лоснится красно-золотой шелк. Песок раскаляется под лучами палящего солнца, золотая змейка сливается с ним…(из работы ученицы 6г Улановской Яны)
А каким видится древний Восток вам? для этого мы с вами поробуем использовать форму синквейна
Восток
2 прилагательных
3 глагола
Предложение
Слово-вывод. (5 мин)
ну а вот что я попробовала написать.
Восток
загадочный, таинственный
окрыляет, вдохновляет, учит
Мудрость.
Сейчас мы постарались создать особое настроение для дальнейшей работы,которое позволит нам почувствовать себя немного поэтами.
Что создает поэт? Он создает стихотворение, или по-другому поэтический текст. А для того чтобы его создать, необходимо знать законы построения текста.
Я предлагаю вам обратить внимание на следующую запись, которую условно назову текстом.
1 В день, озаренный праздника лучами,
2 Наполнился ларец мой жемчугами,
3 Я кончил труд, хоть у меня была
4 В запасе перлов полная пола.
5 Душа еще даров своих стыдится,
6 Ведь с перлами и перламутр родится.
7 Средь пальм непревзойденной высоты
8 В саду растут и травы и кусты.
9 И к недостаткам моего творенья,
10 Надеюсь, мудрый явит снисхожденье.
1)Я кончил труд, хоть у меня была
2)В день, озаренный праздника лучами,
3)В запасе перлов полная пола.
4)В день, озаренный праздника лучами,
5)Душа еще даров своих стыдится,
6)Средь пальм непревзойденной высоты
7)Ведь с перлами и перламутр родится.
8)И к недостаткам моего творенья,
9)В саду растут и травы и кусты.
10)Надеюсь, мудрый явит снисхожденье.
Если мы правильно расставим предложения, то у нас получится отрывок из стихотворения персидского поэта Саади Ширази
Существует поверие, что жемчуг (перл) образуется из дождевой капли, попавшей в ракушку-жемчужницу.
Что нам позволило вернуть стихотворению первоначальный вид?
Рифма. Какую рифму использует автор? (перекрестную) Есть ли неточности в рифме ( в последней строфе)
Но разве это разрушает строй стихотворения?
(нет, потому что есть определенная музыкальность: творенья- снисхожденье , созвучие сохраняется)
Ребята, о чем, на ваш взгляд это стихотворение? О творчестве, о поэзии, о поэте и читательской оценке. В каких строчках звучит эта мысль?
Сегодня мы тоже постараемся создать свой поэтический текст или прозаический текст, в основе которого будут лежать такие понятия как Восток, мудрость, поэзия. совместно в группе вы сделаете этот выбор.
В основе вашего текста будут лежать ассоциации:
- Зрительные и слуховые
- Ассоциации- ощущения
- Ассоциации – движения
Средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры и олицетворения.
Рифма: перекрестная, смежная.
*Размер: хорей, ямб
(Работа в группах)
Защита работ, подведение итогов.
Я не ставлю точку в конце урока, потому что продолжение следует...на следующем уроке мы проанализируем работу каждой группы и...будем мудры в том смысле, о котором говорил Саади.