Консультация для воспитателей. Виды и техники рисования разными изобразительными материалами - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 86
  • Скачиваний: 16

 

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практикой и творческой деятельностью ребенка. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому »рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает творческий характер постепенно, в результате накопления и уточнения образов – представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно держать карандаш, кисть, мелок, правильно пользоваться разными изобразительными материалами, то есть  научить детей технике рисования.

Рисование в детском саду – художественно-творческая деятельность включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог ею свободно распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. Поэтому обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет.

Правильные технические навыки и умения формируются не сразу, а постепенно от занятия к занятию при условии, если воспитатель обращает на это внимание и учит детей правильным способам действия.

Для рисования в детском саду предоставляются различные материалы: цветные карандаши, краски,  (гуашь, акварель), цветные восковые мелки, сангина, угольный карандаш. Дети знакомятся с техникой их использования, их выразительными возможностями.

Постепенно, по мере овладения детьми разными материалами, нужно подводить их к осознанному выбору материала для рисования. И не следует бояться того, что дети выберут не тот изобразительный материал. Для ребенка гораздо полезнее проявить самостоятельность, получить возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он увидит и разнообразие технического   решения изображения, и на следующем занятии его выбор может быть другим.

В практике обучения детей различным техникам рисования широко используются различные материалы. Дети с большим интересом рисуют цветными карандашами, мелками, красками,  тушью используя различные приемы для передачи более светлых и более темных частей предмета.

С целью создания выразительного рисунка можно предлагать детям в одном рисунке использовать сочетание  различных материалов и методов.

Детям нравится рисовать гуашью методом тычка, нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.

Рисование с помощью ладошек – одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.

 Таким образом, мы приходим к выводу, что обучение детей различными техниками рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, умению использовать при создании изображений различные материалы обогащают рисунки детей, позволяют получить разнообразные решения изображения одного и того же предмета, явления, способствует развитию детского творчества.

Для достижения большей выразительности в рисунках мы учим детей использовать различные графические и живописные материалы.

Цветные карандаши ни в чем не уступают другим материалам для рисования и живописи. Более того, они просто незаменимы в процессе обучения, когда мы только учим детей выбирать, комбинировать и смешивать краски.

Цветные карандаши позволяют нам рисовать в нужной тональности, работая от светлого к темному, изменяя оттенок по своему желанию. Работая с цветными карандашами, мы добиваемся нужного цвета постепенно, передвигаясь от светлого к  темному.

Цветные восковые мелки – изготавливаются в виде небольших палочек из воска с добавлением красителей. Мелки легко ложатся на шероховатую бумагу, оставляют широкую линию, дают мягкие очертания. По цвету, рисунок мелками довольно ограничен, так как они почти не дают оттенков. При закрашивании больших поверхностей (небо, земля) можно проводить боковой стороной мелка, поверхность бумаги становится рябоватой. Этот фон делает рисунок выразительным.

Гуашь – французское слово (gouache) непрозрачные  краски. Гуашь по технологии производства близка к мягким сортам акварели, отличается от нее непрозрачностью. Связующие вещества те же, что и у акварели, но с примесью белил.

Гуашь обладает хорошим кроющим средством, однако при накладывание густым слоем краска осыпается. Благодаря непрозрачности гуашь можно наносить один цвет на другой (после высыхания каждого слоя краски), не получая смешивания. Это качество гуаши используется в декоративных работах.

Высветление цвета производится добавлением белил. Получение производных цветов осуществляется предварительным смешиванием красок на палитре (нельзя получить их наложением одного цвета на другой на бумаге, как в акварели).

Акварельные краски. В 16-17 веках акварельные краски были растительного и животного происхождения. Из-за своей неустойчивости они постепенно заменились  минеральными красками. В наше время большинство красок изготовляются химическим способом.

Акварельные краски делаются из тех же материалов, что и масляные, темперные. Но пигмент акварели исключительно тонко раздроблен, доведен до состояния, когда, находясь в воде, он долго не оседает на дно. Клей, связующее вещество этого пигмента – должен растворяться в воде, быть  бесцветным, эластичным. При изготовлении красок добавляются и такие вещества, как мед, сахар, глицерин.

Акварельная живопись зародилась в те времена, когда художники стали употреблять китайскую тушь и бисер. Затем они начали добавлять к черной краске красные, желтые, синие, получая приглушенны серо-красные, серо-желтые, серо-синие тона. Так пользуясь тремя основными и черной красками, художники добивались огромного количества тонов, соответствующих цвету  изображаемых предметов. Новые краски мастера вводили очень осторожно, - а черную употребляли в меру.

Существует много нетрадиционных методов рисования, которые не требуют от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и только прямыми линиями.

При подборе тематики и программного содержания занятий учитываются особенности данной техники изображения. В практике дошкольного образования используются разнообразные техники.

Классические техники определены в соответствии с используемым материалом: гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастеры.

Перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе. Некоторые педагоги считают, что соус, сангина, пастель, уголь – техники для детей старшего дошкольного возраста. Однако, как показывает практика, они не только доступны, но и необходимы малышам. Безусловно, что их не так интенсивно применяют в работе с детьми раннего и младшего возраста, поскольку это сопряжено с физическими усилиями: штрихи, нанесенные любыми мелками, предполагают растирание пальчиками. Значимость данных техник для малышей состоит в том, что они позволяют развивать мелкую моторику пальцев рук, формообразующие движения в процессе выполнения тушевки, штриховки, различной по форме и характеру.

Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.

Прежде чем приступить к обучению детей рисованию данными методами важно понять технику рисования данными методами.

Техника - тычка  позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира, формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы), способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами ( физкультурные минутки, дидактические игры, корригирующая гимнастика).

В процессе рисования техникой «тычка» нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для этого способа рисования необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Использованные губки или ваты вместо кисти исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая  «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требует меньше времени для ее высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания.

При рисовании этим способом кисточка должна быть сухой, то есть ее не нужно перед началом рисования окунать в воду. Для большего эффекта рекомендуется подрезать кисть на 2-3 мм. Чтобы убрать лишнюю краску надо выполнить несколько произвольных тычков на любом листочке бумаги. Затем начинаем рисовать тычками прямо по линии контура и внутри его, делая тычки  рядом друг с другом.

Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное  изображение предмета, а сочетание техникой тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же.

Для усвоения техники рисования предложите детям закрасить тычками несколько работ по контуру, нарисованному вами.

Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.

Техника – «Волшебные ладошки», это рисование с помощью ладошек – одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в разные образы. Например, если нарисовать ствол дерева на бумаге, а затем намазать ладонь зеленой краской, можно быстро напечатать крону дерева, изобразить стройную сосну, пальму или раскидистый куст. Можно напечатать траву, накладывая отпечаток в ряд, а затем подрисовать сверху  цветочки. Ребром ладошкиможно напечатать брюшко бабочки, а крылья – ладошками с двух сторон. Если на ладони нарисовать колобка и приложить ее к бумаге, то на ней отпечатается веселый колобок. Портрет любого зверька можно изобразить таким способом. На ладони нарисовать кружок и намазать краской указательный и безымянный пальцы – получится зайчик, а если намазать только часть пальцев – то это уже кошка.

Удивительные, фантастические образы получаются при рисовании этой техникой, которая способствует более эффективному развитию воображения и восприятия окружающего мира ребенка.

Техника – оттиск поролоном можно применять детям от четырех лет.

При рисовании этим способом должна быть мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

На листе бумаги вначале рисуют контур. Штемпельную подушечку пропитывают краской. Рисуют данной техникой так: прижимают кусочек поролона к штемпельной подушечке с краской и затем наносят оттиск на бумагу по контуру и внутри его. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данную технику рисования.

Техника – Оттиск смятой бумагой можно применять на занятиях по изобразительной деятельности детям с четырех лет.

Рисование данной техникой похоже на рисование техникой поролона, но вместо поролона применяется смятая бумага. Чтобы получить другой цвет, меняются штемпельная подушечка и смятая бумага.

Техника – Восковые мелки + акварель, это очень интересное и выразительное сочетание техник, здесь акварель завершает рисование. А, в начале, рисунок делается восковыми мелками. Уникальность этой техники в том, что воск отталкивает воду, и то, что нарисовано мелками, уже не в силах закрасить акварель. В этой технике нужно начинать рисунок с деталей, рисуя их восковыми мелками разных цветов, а потом заканчивают акварелью.

Техника - Монотипия предметная применяется детьми от пяти лет.

Эта техника рисования заключается в следующем – надо сложить лист бумаги вдвое (пополам) и на одной из половин нарисовать половину изображаемого предмета ( предметы надо выбирать симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывают пополам для получения отпечатка. Изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Средства выразительности данной техники – это пятно, цвет, симметрия.

Техника – Диатипия. На листок бумаги наносятся цветные пятна, листок прикладывается к другому листку, разглаживается и в определенном направлении отрывается от основного. Нанесенные таким  образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости. Рекомендуется использоватьдля всех возрастных групп, начиная с раннего возраста.

Техника – рисование двумя красками. На кисточку набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс – серая, а на кончик – белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения. Для всех возрастных групп, начиная с раннего возраста.

Техника - набрызг получение изображения путем распыления краски с помощью зубной щетки. Эта техника используется  как самостоятельная, так и в комплексе с другими. К примеру, совместно с трафаретами, эстампом. Для всех возрастных групп.

Печатки и штампы - выполняются из овощей и фруктов, путем вырезания из них определенной формы. С помощью штампов и печатей  можно получить ритмичный рисунок, узор, орнамент. В качестве печатей могут выступать крышки от пластиковых бутылок и ластики. Для всех возрастных групп.

Рисование солью – выполнить фон, на который насыпать соль. Соединяясь с краской, соль составляет белый ореол, который может создавать эффект падающего снега, многочисленных цветов на лугу, песочного берега и так далее. Для всех возрастных групп.

Рисование манкой – как и солью, посыпают подготовленный фон. Но в отличие от соли она не растворяется, а формируется в комки, из-за чего образуется фактурное пятно, которое может преобразоваться в скалу, пышную траву, гроздья сирени и так далее. Подходит для всех возрастных групп.

Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий. Все зависит от задач и степени включенности каждой отдельной техники.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: