Урок № 16
Тема: «Конституция России».
Место проведения: классная комната.
Цель урока – продолжить формировать у учащихся представление о Конституции Российской Федерации как о законе высшей юридической силы.
Задачи:
- образовательные: продолжить знакомство учащихся с Конституцией Российской Федерации, выяснить отличительные особенности Конституции от других нормативно-правовых актов, показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать определение терминам «преамбула», «референдум», «Президент», «Федеральное собрание», «Правительство», закрепить тему «Понятие конституции. История возникновений Конституций России»
- развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы, анализировать;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету, законопослушного гражданина, осознанное отношение к праву, уважение к основному закону.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- для учителя: информационно-сообщающие – рассказ, беседа, объяснение; метод постановки проблемного вопроса; наглядные – работа с иллюстрациями, проектный метод: презентация; работа с источником, контроль;
- для учащихся: информационно-сообщающие – монологический, беседа; наглядные – работа с иллюстрацией; частично-поисковый; метод анализа и синтеза; работа с источником, репродуктивный; самоконтроль.
Оборудование:
- для учителя: мультимедийная доска и проектор, компьютер, учебник по обществознанию, Конституция РФ, журнал, указка;
- для учащихся: учебник, Конституция РФ, тетрадь, дневник.
Литература:
- для учителя: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8-9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.; Степаненко С. Н. Обществознание. Поурочные разработки 7 класс. М, Просвещение, 2010 г., Конституция Российской Федерации. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2009 г.
- для учащихся: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8-9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.; Степаненко С. Н. Обществознание. Поурочные разработки 7 класс. М, Просвещение, 2010 г. Конституция Российской Федерации. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2009 г.
План урока:
- Организационное начало урока - 3 мин. :
а) приветствие – 1 мин.;
б) сообщение целей и задач урока – 2 мин.
- Актуализация ранее изученного материала – 10 мин.
- Изучение нового материала – 20 мин.
- Закрепление изученного материала – 8 мин.
- Итог урока - 4 мин.:
а) домашнее задание – 1 мин.;
б) выставление оценок - 2 мин.
Схема доски – презентация.
Ход урока:
- Организационное начало урока.
а) приветствие.
Учитель: - Уважаемы учащиеся, проверьте вашу готовность к уроку. Нам сегодня понадобиться учебник, тетрадь, Конституция РФ, дневник, ручка, карандаш, линейка. Наведите порядок на рабочих местах.
- Здравствуйте, садитесь!
б) сообщение целей и задач урока.
Слайд 1
Учитель: - Мы с вами продолжаем знакомиться с темой «Конституция России» и сегодня поговорим о Конституции РФ, выясним ее отличительные особенности от других законов, выясним основные принципы, заложенные в Конституции и рассмотрим из каких частей состоит Конституция РФ и дадим им краткую характеристику.
-?- Кому непонятно, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Актуализация ранее изученного материала.
Учащиеся:
Учитель: - Но сначала проверим домашнее задание. Какое оно было?
Учащиеся:
Учитель: - Итак, вам необходимо было рассмотреть вопрос, связанный с историей возникновения Конституции и выучить определения понятий «конституция». Сначала мы работает с этими темами, а затем работа с терминами. Повторите домашнее задание. Вам 1 минута.
Учащиеся:
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
Слайд 2
Учитель: - Давай вспомним, что называют конституцией?
Учащиеся: - Конституция (лат. constitutio) – учреждение, устройство.
Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
Конституция государства – юридический, политический, идеологический по своему характеру документ, закрепляющий соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту ее принятия и введения в действие.
Учитель: Правильно! Когда появилась первая конституция в мире?
Слайд 3
Учащиеся: - Одна из первых конституций была принята в США 17 сентября 1787 г. Эта была первая писаная конституция буржуазного государства, закреплявшая важнейшие особенности государства и права современной эпохи, в частности принципы демократии и разделения властей, ведущую роль права в регулировании общественных отношений.
Учитель: - Правильно! Когда у нас появились первые попытки создать конституцию?
Слайд 4
Учащиеся: - Первые попытки создать конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Нои их горькую судьбу мы знаем. Крепостная Россия в начале 19 века не была еще готова к переходу от господства царского самодержавия к власти права и закона. Примером может служить трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 г. На Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра