«Классическая музыка с ранних лет».
Очень часто обращаются родители воспитанников с вопросом, почему дети с удовольствием слушают современную эстрадно-танцевальную музыку, а классическая музыка уходит на второй план?! Как нужно прививать детям любовь к классике, учу\ить детей слушать её с удовольствием, чтобы в дальнейшей жизни Чайковский, Рахманинов, Прокофьев были не просто фамилии…
Перечитав огромное количество литературы, плюс личный опыт, и вот мой ответ родителям: безусловно, начинать слушать классическую музыку надо ещё в утробе матери - это общепризнанный факт. Поэтому, дорогие родители, музыкальный фон вашей жизни- классика! Пусть это будет то, что понятно и близко детям. Беседуете о природе, животных, игрушках, людях, настроении –всегда найдётся то классическое произведение, которое сделает вашу беседу более яркой, эмоциональной, насышенной! Классическая музыка – малышам, очень доступно, легко, понятно! Репертуар по каждой возрастной группе всегда с удовольствием подскажет Вам музыкальный руководитель!
В течение дня ребёнок находится в дошкольном учреждении, значит именно здесь я должна организовать жизнь детей так, чтобы она была наполнена прекрасной, классической музыкой. Её звуки должны сопровождать ребёнка. Итак, музыкальное занятие. На него дети приходят с разноцветными карандашами. Слушая произведения классиков, маленьких музыкантов прошу закрасить заранее заготовленные листы таким цветом, какое у них настроение. Ребята более старшего возраста рисуют то, что представляют себе в момент слушания классических произведений. Внимательно рассматривая каждый рисунок, мы беседуем с детьми о многообразии красок, образов, которые несёт классическая музыка. Дети объясняют, что они слышали, чувствовали, когда брали в руки тёмный карандаш, а что, когда яркий - светлый.
Ведь не зря музыку называют «языком чувств», а уж о классической музыке и говорить не приходится. Конечно, как и в любой деятельности дошкольников надо заинтересовать, вовлечь, «зажечь». Прослушав произведение Эдварда Грига «В пещере горного короля» дети очень эмоционально, ярко, красочно его обсуждали. Безусловно, пригодилась созданная мною музыкально- дидактическая игра, с использованием инновационных технологий «Музыкальные инструменты, их классификация».
Дети вспомнили и фагот и контрабас- прекрасные музыкальные инструменты. Конечно, стоит вспомнить слушание произведений П. И. Чайковского «Новая кукла», «Болезнь куклы» - как дети переживали, радовались, опять же, очень пригодилась презентация, созданная мной, именно к этим произведениям. Слушая «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, дети очень оживлялись, рисовали «ломаные линии», так они изображали темп музыки. Беседы о классической музыке, развивают речь детей, и сколько эпитетов, сравнений, олицетворений можно услышать из детских уст, после прослушивания произведений.
Консультируя воспитателей, постоянно обращаю их внимание на необходимость звучания классической музыки в групповых комнатах в течение дня:
- Изобразительная деятельность - занятия, посвящённые природе, её красоте А. Вивальди «Времена года», П.И. Чайковский «12 картинок времени года»
- Чтение сказок - Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
- Сон-час - «Малыш и классика» В.А. Моцарт, Ж. Бизе
Подводя итог, хочется сказать, что любовь к классической музыке, безусловно, идёт из детства. Поэтому занятия по слушанию в детском саду не должны быть однообразными, скучными, повторяющимися. Для этого я использую наглядность, информационно-компьютерные технологии, ведь именно благодаря им, дети не только слышат, но и фантазируют, находя свои образы. И самое главное, педагог, работающий с детьми, должен сам слушать, любить и понимать классическую музыку, тогда обязательно эту любовь разделят с ним и его воспитанники. Что касается родителей, то и от них зависит очень многое: чаще включайте детям классическую музыку, слушайте её вместе, обсуждайте, беседуйте, переживайте. Ведь классическая музыка даёт нам ещё один повод стать духовнее, ближе, роднее и чутче друг к другу и своим детям!