Консультация для родителей «Какой труд доступен детям»
Детский труд - это привлечение детей к работе на регулярной основе. Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми.
Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.
У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.
Дети, систематически занимающиеся разнообразными физическими упражнениями, легче овладевают трудовыми навыками, у них вырабатываются правильная осанка, координация движений. В свою очередь, и труд воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.
Главной задачей трудового воспитания является формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Для малыша важнейшее средство трудового воспитания - игра. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.
Необходимо помнить о том, что для двух-трехлетнего ребенка застегнуть пуговицу – это уже работа, причем достаточно сложная и кропотливая.
Дома играя, ребенок помогает маме наводить порядок, убирает свои игрушки, одежду, помогает при приготовлении пищи, помогает ухаживать за домашними животными.
Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения - убрать свои игрушки, что-то поднять, принести - например, подать маме книгу, папе - очки, бабушке - домашние туфли.
Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.
Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.
На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.
С возрастом необходимо постепенно усложнять поручения ребенку. Нужно давать ему больше самостоятельности в выполнении различных заданий, воспитывать у него любовь к умственному и физическому труду.
Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше.
Трудовые обязанности их по самообслуживанию, уходу за домом, за цветами, за огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня, занимая примерно от 30 до 45 минут в день. Хорошо выполненная детьми посильная работа приносит им большое удовлетворение, вызывает желание больше помогать старшим. Полезно привлекать их к изготовлению спортивного инвентаря для общего пользования, а также к посильным для них работам по оборудованию во дворе спортивной площадки. Это научит их ценить труд других. Следите, чтобы труд благоприятствовал укреплению здоровья и физических сил детей. Приучая к нему ребят, воспитывайте у них любовь к творческим действиям.
Необходимо, чтобы ребенок понимал, какое значение для семьи имеет порученное ему дело. Кроме того, важно, чтобы он был в состоянии выполнить требуемое как следует, своевременно получая соответствующие указания со стороны домашних. Особенно это относится к работам, связанным со значительными усилиями или приемами, где нужна специальная ручная сноровка. Нужно учить ребят не производить лишних, ненужных движений, экономно расходовать силы, соблюдать известный ритм в работе, проверять, как они выполняют ее.
Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них. Таким образом, совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.
Главная цель трудового воспитания детей - это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.