Изучение моторного и речевого развития детей раннего возраста
Проблема и актуальность. Первые годы жизни ребенка являются решающими для формирования речи, так как в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон. Разнообразные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
Значительный вклад в изучение речевого развития детей раннего возраста внесли Е. А. Стребелева, О. Е. Громова, Ю. А. Разенкова , Л. В. Пронина, И. С. Кривовяз, И. П. Лямина и многие другие.
Разработка методов диагностики нарушений речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязей с характером и степенью выраженности нарушений формирования предпосылок речи, уточнение возможных вариантов речевого дизонтогенеза, а также разработка приемов их коррекции средствами логопедической ритмики является одной из приоритетных задач современной логопедии.
Материалы и методы исследования. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей моторики и речи детей раннего возраста и разработка наиболее эффективных методов логопедического и логоритмического воздействия по развитию моторики и речи у них.
Перед началом исследования мы проанализировали показатели нормального моторного и речевого развития детей третьего года жизни (по данным Бадаляна Л. О.(1) и Козыревой Л. М.(2).
Моторное развитие детей третьего года жизни отличается следующими особенностями:
- совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии;
- дети могут ходить с предметом в одной руке;
- поднимаются по лестнице (делая шаги то правой, то левой ногой);
- бросают и ловят мяч, сохраняя при этом равновесие;
- начинают самостоятельно есть, используя ложку и вилку;
- у детей развивается представление о схеме тела;
- в зрительном восприятии начинает доминировать один глаз, дети дифференцируют предметы по массе, форме, цвету и величине;
- начинают складывать разрезную картинку из двух частей.
Речевое развитие детей отличается наличием слов со сложной слоговой структурой, при стечении согласных сочетания звуков могут произноситься искаженно. Звукопроизношение не полностью соответствует норме: отсутствуют шипящие и сонорные звуки. Начинает использоваться система окончаний, вначале наиболее частотных. В основном усваиваются многие грамматические формы и служебные части речи. Используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами бытовой тематики, но и встречаются слова оценочного значения, слова – обращения. Дети оперируют некоторыми родовыми понятиями. Развернутые фразы помогают активно общаться с окружающими. Дети начинают говорить о себе в первом лице и задают много вопросов. Хорошо запоминают текст и дословно его воспроизводят. Свободного пересказа своими словами пока не дают. Начинают устанавливать причинно – следственные связи, понимают несложные сюжетные картинки.
В нашем экспериментальном исследовании принимало участие 25 детей в возрасте 2-2,5 лет, посещающих ГБУ ЦППМСП «Бирюза» м.р. Сергиевский. Мы исследовали особенности моторного и речевого развития детей раннего возраста, взяв за основу методические рекомендации Разенковой Ю. А. (4). На первом этапе мы изучали моторные функции, такие как статическая и динамическая координация движений, действия с предметами, навыки самообслуживания, представления о схеме тела, мелкая моторика. Второй этап включал изучение речевых особенностей:
- объем активного и пассивного словаря;
- уровень восприятия речи и понимания речи взрослого;
- произносительная сторона речи (произношение гласных и согласных звуков, слоговая структура);
- грамматический строй речи (фразовая речь; использование предлогов).
При обследовании речи детей применялись задания на:
- понимание обращенной речи (понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки);
- выявление уровня использования предлогов;
- употребление предложений из трех слов;
- изучение звуковой стороны слова (искажения, отсутствия, замены, смешения звуков);
- употребление трехсложных слов без стечения согласных, типа: машина, малина, собака, молоко;
- умение пересказать знакомую сказку.
Все данные мы заносили в протоколы, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:
- 1 раз - 2 балла,
- 2 раза - 1 балл / при выполнении задания/,
- 0 баллов / при невыполнении задания/. Более 2 раз - 0 баллов.
Если ребенок набрал от 11 - до 14 баллов, то это высокий уровень развития речи. От 7 до 10 баллов - средний уровень развития речи, от 6 до 0 баллов - низкий уровень развития речи.
Результаты и обсуждение. Анализ результатов исследования моторных функций выявил три группы детей с разным уровнем развития моторики: 28,6% - высокий уровень, при котором все задания выполнялись с первого в соответствии с инструкцией; 50% – средний уровень, при котором дети выполняли задания со второго раза, с помощью взрослого, с некоторыми незначительными ошибками; 21,4% - низкий уровень, при котором дети не справились с заданием с третьего раза с помощью взрослого. Они не могли удерживать равновесие при ходьбе, им трудно было выполнять действия с предметами. Дети затруднялись при ориентации в схеме тела и в пространстве.
Анализ речевого развития также выявил три группы детей: с высоким уровнем развития – 25%, со средним 39,3% и с низким 35,7%.
Дети со средним уровнем развития речи неточно использовали в речи предлоги, строили простые двусловные предложения, чаще назывные или указательные. В звукопроизношении наблюдались пропуски, замены и смешения, твердые звуки произносились смягченно.
При низком уровне развития речи отмечалось нарушение понимания речи, словарный запас был бедным, с преобладанием слов бытовой тематики, чаще имен существительных. Фразы практически не было. Грамматический строй был нарушен. Существительные употреблялись в единственном числе именительного падежа, глаголы – в начальной форме. Предлоги в речи не употреблялись. Дети не являлись инициаторами общения, не задавали вопросов, затруднялись при пересказе знакомой сказки.
При сравнительном анализе состояния моторных и речевых функций мы не выявили четкой взаимозависимости между данными параметрами. В нашем исследовании были дети, моторный и речевой уровень которых был одинаково высоким. Таких детей было немного – 21,4 %. Однако встречались дети, моторный уровень которых был более высоким, чем уровень речевого развития (32,1%). Наблюдались дети, моторный уровень которых был ниже уровня речевого развития (28,6%). Последнюю группу составили дети, моторный и речевой уровень которых был одинаково низким (17,9%).
Проблемы и перспективы. По результатам исследования мы разработали содержание занятий по развитию речи детей третьего года жизни и предложили методические рекомендации для музыкально – ритмических занятий по развитии моторных функций.
Литература.
Бадалян Л. О. Схема нормального психомоторного развития детей. Невропатология. М., «Академия» 2001.Козыревой Л. М. Показатели речевого развития детей третьего года жизни. Развитие речи ребенка. Дети от рождения до 5 лет., Ярославль, «Академия развития», 2001.Кривовяз И. С. Изучение детей трехлетнего возраста с общим недоразвитием речи первого уровня. Сб. тезисов всесоюзной научной конференции «Человек, природа, общество», М, «Прометей», 1990.Разенкова Ю. А. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М. «Просвещение», 2004.