Пояснительная записка
“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своём труде”.
Роден
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Дошкольный возраст синзитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последние годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.
В настоящее время многие занимаются арт-терапией, по своей сути - это способ развития внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства.
Для детей же арт-терапия особо важна. В этом случае терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать свое предназначение. Через арт-терапию ребёнок может бережно исследовать себя, переделывать то, что скрыто в его подсознании.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с нетрадиционным искусством рисования в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Вариативная часть программы «Изо-терапия» рассчитана на возраст детей от 2 до 7 лет. Особенностью данной программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей, со временем года. Методики этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей.
Ведь красками можно не только рисовать, с их помощью можно делать на бумаге отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук и ног, а также уже готовых рисунков.
Рисовать кистью – это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это другое, необычное для детского творчества.
Кроме того, в занятия входят знакомство детей с изобразительным искусством, а также дидактические игры и упражнения. Игры с красками, водой и бумагой, очень интересны, и даже полезны. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.
Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Рисование способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Рисование имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Рисование активизирует мыслительные процессы.
Рисование совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Рисование способствует созданию игровых ситуаций.
В процессе рисования дети познакомятся с основными понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится изобразительному искусству.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что рисование развивает мелкую моторику рук, а следовательно и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).