Использование пособия «Фроссия» в работе с детьми с ОВЗ, а также с детьми дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 165
  • Скачиваний: 2

 «Использование пособия «Фроссия» в работе с детьми с ОВЗ, а также с детьми дошкольного возраста

 в группах общеразвивающей направленности»

Пособие «Фроссия»  предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и представляет собой инструмент для работы психолога, дефектолога, логопеда в детских садах, образовательных учреждениях. 

Система занятий с детьми, имеющими ОВЗ, выстраивается с учетом их особых образовательных потребностей, так, чтобы коррекционно-развивающий процесс был непрерывный и ребенок осваивал навыки поведения, двигательные и телесно ориентированные практики, через предметно-практическую деятельность осваивал базовые понятия, что является основой для уравнивания стартовых позиций данной категории детей. Система выстраивается внутри одного модуля, либо моделируется из нескольких. Содержание пособия охватывает все направления коррекционной деятельности с детьми, имеющими ОВЗ, разных категорий. Эта особенность используется при составлении адаптированных образовательных программ и индивидуальных программ развития в качестве дидактического обеспечения.

Вся работа с пособием вне зависимости от категорий детей с ОВЗ делится на несколько этапов.

Подготовительный этап. На данном этапе специалистами изучаются особенности развития-какие функции нарушены больше, на какие можно опираться и т.д. Особое значение имеет возраст ребенка. В работе специалиста важен не только биологичесий возраст ребенка, но и возраст сформированности высших психических функций, поведения, речи. Данная информация обеспечивает грамотный подбор модулей и последовательность предъявления Успешность коррекционной работы с использованием материалов пособия зависит от сотрудничества с родителями. Продолжение работы в домашних условиях обеспечивает более стойкое формирование у детей как социальных, так и академических компетенций.

Основной этап. Специалист знакомится с содержанием модулей (модуля) пособия, выстраивает индивидуальную программу развития, которая включает следующие направления:

-формирование двигательных практик, необходимых для выполнения заданий

-выработку поведенческих навыков, помогающих ребенку и специалисту

взаимодействовать; коррекционно-развивающие упражнения с опорой на методические карточки и с учетом индивидуальных способностей ребенка;

-определение речевого сопровождения процесса (инструкций, невербальной

коммуникации).

Заключительный этап. Самостоятельные, целенаправленные действия детей с ОВЗ с пособием, сопровождающиеся речью. Базовые действия ребенка при работе с пособием. Все указания носят рекомендательный характер, поэтому специалисты и родители вправе варьировать ими:

-изучение предметов модулей: ребенок держит в руках детали, предметы,

рассматривает их;

-обследование компонентов пособия: ребенок самостоятельно или с помощью взрослого) перекладывает предметы, пытается играть (иногда не по назначению), тянет в рот, к глазам, нюхает и т.д.;

-определение порядка действия (алгоритм простых действий): показать, одновременно объясняя порядок действий, проделать эти действия вместе с

ребенком. Далее следует предоставить ему самостоятельность и при необходимости помогать действием или советом.

-сложные многооперационные действия: в одном задании ребенок выполняет

несколько алгоритмов. В этом случае возможны сложности.

 Для их преодоления используется принцип обучающего эксперимента и ребенку предоставляют пять видов помощи:

1 стимулирующая (подбадривание, похвала);

2 организующая (ребенку вновь детально проговаривается инструкция);

3 разъясняющая (демонстрация выполнения задачи; образец уничтожается);

4 наглядная (образец остается перед ребенком);

5 совместная деятельность взрослого и ребенка.

-беседа: поговорить с ребенком перед началом работы, показать заинтересованность взрослого в деятельности, в подаче материала, разнообразие действий и манипуляций.

В нашем дошкольном учреждении СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» статус ОВЗ имеют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Рассмотрим направленность модулей в работе с детьми имеющими нарушения речи. Дети с речевыми нарушениями практически не отличаются по сформированности высших психических функций от условно нормативных детей, но они испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы. В связи с этим при выполнении заданий возникает необходимость в дополнительном вопросе, в уточнении частей предметов и объектов, глаголов, выражающих утонченность действий, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных.

Работа над совершенствованием речи с помощью пособия проходит в определенной последовательности:

Модуль №6 «Шкатулка». Специфика воздействия - формирует тактильность, точность движения. В работе следует всегда называть цвета; звуковые элементы необходимо использовать для развития фонетико-фонематических процессов. Сочетание элементов модуля-база для формирования сенсорных эталонов.

Модуль №4 «Туесок». Специфика воздействия - формирует точность движения, сенсорных эталонов.

Модуль №1 «Ящичек». Специфика воздействия - формирует способность в пространстве рабочего стола, придает уверенность в движениях, формирует ритм. В игре с песком на фоне эмоционально-положительной обстановки автоматизируются звуки, совершенствуется фраза.

Модуль №2 «Коробок», модуль №3 «Сундучок». Специфика воздействия - материалы данных модулей рекомендуется объединить, чтобы сделать работу более эффективной. У ребенка с нарушениями речи повышается мотивационный компонент, увеличивается вариативность конструкций и их сложность, что позволит оперировать предложно-падежными конструкциями, способами словообразования и словоизменения. Формирует понятия объема, показывает взаимосвязь с предметами окружающего мира, расширяет познавательные интересы.

Модуль №5 «Чемоданчик». Специфика воздействия - используется на основном этапе только после формирования базовых навыков. Модуль необходимо разбивать на части в зависимости от потребностей и индивидуальных потребностей ребенка. Акцент следует делать на элементах театрализации. Формирует элементарные математические представления. Способствует развитию слогового, звукобуквенного анализа.

Модуль №7 «Ларец». Специфика воздействия - помогает детям овладеть базовыми знаниями в обучении грамоте. Чтение - один из способов формирования грамотной устной речи у детей с речевыми нарушениями. Работа над лексикой обеспечивает более эффективное использование последующих модулей. Развитие речи проявляется не только в понимании инструкции при выполнении невербальных заданий, а в нахождении слов и речевых выражений, как можно более точно отражающих содержание понятий, действий, предметов и явлений, в конструировании словосочетаний и предложений. Регулярные занятия с пособием не только способствует лучшему усвоению образной выразительности, но и позволяет использовать полученные речевые навыки (словоизменение, употребление слов в разном значении) в социально- значимых ситуациях.

На заключительном этапе ребенок, выполняя многооперационные действия, сопровождает полной фразой. Яркие, многофункциональные предметы будут мотивировать ребенка к формированию фразовой речи.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: