Одним из важных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения письменной речи служит определённый уровень развития у них навыка звукового анализа и синтеза.
Несмотря на то, что существует множество разработок, технологий и методических рекомендаций по формированию этого навыка, вопрос эффективной организации работы по его развитию и преодолению нарушений остаётся актуальным и на сегодняшний день.
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на её базе формируется готовность к обучению в школе.
К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:
- игра является для ребёнка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребёнок чувствует себя свободно, уверенно, что как нельзя лучше подготавливает к усвоению новых знаний;
- использование дидактического материала, занимательный сюжет является дополнительным стимулом для включения в игру;
- игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.
Таким образом, использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речевых нарушений, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.
Особое значение приобретает игра в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие.
Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.
Многолетний личный опыт логопедической работы показывает, что усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.
Использование нетрадиционных игровых пособий в логопедической работе позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и заинтересовать детей и родителей необычностью использования разнообразных предметов.