Использование логопедических игр для развития речи детей с ТНР - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 131
  • Скачиваний: 20

«Использование логопедических игр для развития речи у детей с ТНР»

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

     Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма развития ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.

Дети с общим недоразвитием речи часто не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, некритичность. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.

Таким образом, можно сформулировать основные задачи, стоящие перед логопедом:

  1. Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
  2. Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
  3. При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными  речевыми расстройствами.
  4. Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.
  5. Развивать и совершенствовать речевые возможности каждого ребенка, вовлекая его в игровую деятельность.

Предлагаемые игры способствуют решению поставленных задач и отражают основные направления коррекционно-образовательной деятельности логопеда: развитие фонематических процессов, развитие мелкой моторики, совершенствование речевого аппарата, формирование лексико-грамматических представлений и совершенствование  навыков звукового анализа речи.

     Макет «чума» изготовлен из фанеры и обтянут материей. На материю пришиты ленты разных цветов. Для работы потребуются картинки животных, птиц, ягод, грибов, насекомых  Крайнего Севера.

   Данное пособие позволяет решать ряд задач, стоящих перед учителем – логопедом. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии.

   С пособием «Речевой чум» проводятся различные игры.

«Речевой чум»

Цель. Закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. На макет чума прикреплены  группы картинок – наклеек, в названиях которых находится автоматизируемый звук. Ребёнок рассматривает картинки и проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

 

 «Собери цепочку из слов!»

Цель. Развивать фонематический слух, внимание, память; учить звуковому анализу слов.

Ход игры. Участвуют двое детей.  Логопед начинает игру. Каждый следующий игрок должен назвать последний звук в слове, на который должно начинаться следующее слово.

 

 «Пирамидка для звуков»

Цель. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, умение выделять первый звук в словах (гласный – согласный); автоматизировать произнесение звуков; закреплять знание названий цветов; учить образовывать существительные единственного числа в родительном падеже.

 

Ход игры. Играют двое. Необходимо назвать цвет ленты и найти картинку с предметом, название которого начинается на такой же звук, ка и название цвета (например, на красную ленту положить картинку «клюква»).

 

«Логопедические бусы»

Цель: развитие словаря, закрепление знаний по изучаемым темам и их классификация, формирование фонематического слуха, развитие навыков звукового анализа и синтеза, профилактика дисграфии, профилактика оптико-пространственных нарушений; развитие внимания и памяти; развитие мелкой моторики рук.

Описание: Игра состоит из цветного шнурка и набора бусин. Бусины представляют собой маленькие цилиндры из плотного картона, на которые наклеены различные картинки: изображения животных, растений, различных предметов, буквы, и т.п.

 

Ход игры: Ребенок нанизывает бусины с картинками или буквами в соответствии с заданием. Задания подбираются с учетом лексических тем и по рекомендациям учителя-логопеда.

Игровые упражнения

Игра: «Собери бусы»

 Цель: Учить детей восстанавливать заданную последовательность, развивать мелкую моторику.

     Ход игры: Педагог демонстрирует детям бусы с картинками, собранные в определенной последовательности. Затем бусы рассыпаются. Задача ребенка – восстановить заданную последовательность.

Игра: «Загадки – отгадки»

 Цель:  Развитие  мелкой  моторики, речи, слухового, зрительного внимания.

     Ход игры: 1. Педагог загадывает какое-нибудь животное, перечисляя его признаки, например: бурый, косматый, неуклюжий; хитрая, пушистая, рыжая; маленький, пугливый, длинноухий и т.п. Ребенок должен отыскать среди бусин картинку с изображением животного, отвечающего данной характеристике. Бусинка нанизывается на шнурок.

  1. Педагог загадывает животное и перечисляет набор характерных для него действий: лает, кусает, служит; мяукает, ловит (мышей), выгибает (спинку); рыщет, ищет (добычу), воет; крадется (по следу), заметает (следы хвостом), высматривает (зайца, мышь); поет, строит (гнездо), летает, ловит (мошек).

         Условия игры могут измениться: в этом случае педагог выбирает бусинку, а ребенок дает характеристику животному или предмету. Если характеристика верна бусинка нанизывается на шнурок.

Игры на систематизацию предметов и явлений

 Цель: Развитие мелкой моторики, речи, логического мышления.

Ход игры:1. Ребенок должен выбрать из множества картинок те, которые соответствуют какому-нибудь собирательному слову («домашние животные», «птицы», «посуда», «одежда», «транспорт» и т. п.).

  1. В ряду бусин ребенок определяет «лишнюю» и объясняет свой выбор.

Игры со звуками

     Цель: Развитие мелкой моторики,  фонематического слуха.

     Ход игры: Ребенок выбирает из набора бусин с картинками предметов, животных и т.д. которые начинаются на один и тот же звук, или имеют одинаковое количество слогов, или имеют один и тот же гласный звук в середине и т.п.

Игра «Собери слог»

Цель: Развитие мелкой моторики, звуко - буквенного анализа.

Ход игры: Ребёнок должен собрать из бусин слог, который назовёт

педагог.

Игра «Собираем слово»

Цель: Развитие мелкой моторики, звуко - буквенного анализа.

Ход игры: Взрослый загадывает загадку, ребёнок должен найти бусины с изображением отгадки, которая и нанизывается на шнурок первой, а затем ребёнок должен собрать данное слово из букв.

Игра «Найди ошибку»

Цель: Развитие мелкой моторики, звукобуквенного анализа.

Ход игры: Ребятам раздаются нитки с нанизанным словом из бусин и картинка, которая не соответствует слову. Ребёнок должен прочитать слово, и найти нужную картинку.

Список использованной литературы:

  1. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001;
  2. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. № 3, 1989, с. 44-49;
  3. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, №1;
  4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001;
  5. Ткаченко Т.Д. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у до-школьников с нарушениями речи. // Сборник упражнений;
  6. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — М.: «Издательство ГНОМ и Д", 2004;
  7. Фонарев A.M. (Развитие ориентировочных реакций у детей). М., 1977;
  8. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб, 1999;
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: