«Использование логопедических игр для развития речи у детей с ТНР»
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма развития ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.
Дети с общим недоразвитием речи часто не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, некритичность. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.
Таким образом, можно сформулировать основные задачи, стоящие перед логопедом:
- Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
- Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
- При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
- Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.
- Развивать и совершенствовать речевые возможности каждого ребенка, вовлекая его в игровую деятельность.
Предлагаемые игры способствуют решению поставленных задач и отражают основные направления коррекционно-образовательной деятельности логопеда: развитие фонематических процессов, развитие мелкой моторики, совершенствование речевого аппарата, формирование лексико-грамматических представлений и совершенствование навыков звукового анализа речи.
Макет «чума» изготовлен из фанеры и обтянут материей. На материю пришиты ленты разных цветов. Для работы потребуются картинки животных, птиц, ягод, грибов, насекомых Крайнего Севера.
Данное пособие позволяет решать ряд задач, стоящих перед учителем – логопедом. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии.
С пособием «Речевой чум» проводятся различные игры.
«Речевой чум»
Цель. Закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Ход игры. На макет чума прикреплены группы картинок – наклеек, в названиях которых находится автоматизируемый звук. Ребёнок рассматривает картинки и проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.
«Собери цепочку из слов!»
Цель. Развивать фонематический слух, внимание, память; учить звуковому анализу слов.
Ход игры. Участвуют двое детей. Логопед начинает игру. Каждый следующий игрок должен назвать последний звук в слове, на который должно начинаться следующее слово.
«Пирамидка для звуков»
Цель. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, умение выделять первый звук в словах (гласный – согласный); автоматизировать произнесение звуков; закреплять знание названий цветов; учить образовывать существительные единственного числа в родительном падеже.
Ход игры. Играют двое. Необходимо назвать цвет ленты и найти картинку с предметом, название которого начинается на такой же звук, ка и название цвета (например, на красную ленту положить картинку «клюква»).
«Логопедические бусы»
Цель: развитие словаря, закрепление знаний по изучаемым темам и их классификация, формирование фонематического слуха, развитие навыков звукового анализа и синтеза, профилактика дисграфии, профилактика оптико-пространственных нарушений; развитие внимания и памяти; развитие мелкой моторики рук.
Описание: Игра состоит из цветного шнурка и набора бусин. Бусины представляют собой маленькие цилиндры из плотного картона, на которые наклеены различные картинки: изображения животных, растений, различных предметов, буквы, и т.п.
Ход игры: Ребенок нанизывает бусины с картинками или буквами в соответствии с заданием. Задания подбираются с учетом лексических тем и по рекомендациям учителя-логопеда.
Игровые упражнения
Игра: «Собери бусы»
Цель: Учить детей восстанавливать заданную последовательность, развивать мелкую моторику.
Ход игры: Педагог демонстрирует детям бусы с картинками, собранные в определенной последовательности. Затем бусы рассыпаются. Задача ребенка – восстановить заданную последовательность.
Игра: «Загадки – отгадки»
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, слухового, зрительного внимания.
Ход игры: 1. Педагог загадывает какое-нибудь животное, перечисляя его признаки, например: бурый, косматый, неуклюжий; хитрая, пушистая, рыжая; маленький, пугливый, длинноухий и т.п. Ребенок должен отыскать среди бусин картинку с изображением животного, отвечающего данной характеристике. Бусинка нанизывается на шнурок.
- Педагог загадывает животное и перечисляет набор характерных для него действий: лает, кусает, служит; мяукает, ловит (мышей), выгибает (спинку); рыщет, ищет (добычу), воет; крадется (по следу), заметает (следы хвостом), высматривает (зайца, мышь); поет, строит (гнездо), летает, ловит (мошек).
Условия игры могут измениться: в этом случае педагог выбирает бусинку, а ребенок дает характеристику животному или предмету. Если характеристика верна бусинка нанизывается на шнурок.
Игры на систематизацию предметов и явлений
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, логического мышления.
Ход игры:1. Ребенок должен выбрать из множества картинок те, которые соответствуют какому-нибудь собирательному слову («домашние животные», «птицы», «посуда», «одежда», «транспорт» и т. п.).
- В ряду бусин ребенок определяет «лишнюю» и объясняет свой выбор.
Игры со звуками
Цель: Развитие мелкой моторики, фонематического слуха.
Ход игры: Ребенок выбирает из набора бусин с картинками предметов, животных и т.д. которые начинаются на один и тот же звук, или имеют одинаковое количество слогов, или имеют один и тот же гласный звук в середине и т.п.
Игра «Собери слог»
Цель: Развитие мелкой моторики, звуко - буквенного анализа.
Ход игры: Ребёнок должен собрать из бусин слог, который назовёт
педагог.
Игра «Собираем слово»
Цель: Развитие мелкой моторики, звуко - буквенного анализа.
Ход игры: Взрослый загадывает загадку, ребёнок должен найти бусины с изображением отгадки, которая и нанизывается на шнурок первой, а затем ребёнок должен собрать данное слово из букв.
Игра «Найди ошибку»
Цель: Развитие мелкой моторики, звукобуквенного анализа.
Ход игры: Ребятам раздаются нитки с нанизанным словом из бусин и картинка, которая не соответствует слову. Ребёнок должен прочитать слово, и найти нужную картинку.
Список использованной литературы:
- Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001;
- Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. № 3, 1989, с. 44-49;
- Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, №1;
- Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001;
- Ткаченко Т.Д. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у до-школьников с нарушениями речи. // Сборник упражнений;
- Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — М.: «Издательство ГНОМ и Д", 2004;
- Фонарев A.M. (Развитие ориентировочных реакций у детей). М., 1977;
- Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб, 1999;