Использование Lapbook (лэпбука) на уроках английского языка как средства формирования культуры здоровья школьников
Актуальность разработки лэпбука как дидактического материала обусловлена тем, что в современном мире учителю необходимо не только искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, но и создавать условия для формирования культуры здорового образа жизни.
Лэпбук помогает учащемуся по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время школьник просто открывает лэпбук и с радостью повторяет изученное, а не зубрит слова, тратя много времени и сил, тем самым неблагоприятно влияя на свое здоровье.
Дидактические разработки в форме лэпбука дают возможность учителю заинтересовать учащегося определённой работой. Лэпбук - это интерактивный вид деятельности, начиная от процесса его создания до готового результата. Каждый раздел лэпбука, над которым работает школьник самостоятельно, направлен на концентрацию внимания учащегося, но так как это происходит в нетрадиционной (игровой) форме, исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение, ребёнок погружается в привычную для него обстановку, открывается простор для его мышления. [2]
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС:
- информативен;
- обладает дидактическими свойствами;
- обеспечивает познавательную, исследовательскую, творческую и игровую активность школьников;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- полифункционален: способствует развитию памяти, внимания, воображения, творчества, мышления, логики.
Лэпбук здоровьесберегающего содержания позволяет рассказывать школьникам о сохранении и укреплении их здоровья в нетрадиционной, интересной форме, кроме этого, ребенок является активным участником всего процесса работы над созданием собственного дидактического материала - все это является самой главной ценностью данной методической разработки.
Технология создания лэпбука здоровьесберегающего содержания проста, однако требует много времени. Раскроем этапы работы над лэпбуком:
- совместно с учащимися происходит определение темы лэпбука;
- оговаривается, что можно разместить в кармашках, продумывается содержание мини-книжечек, рисунков;
- совместно разрабатывается макет лэпбука;
- создание лэпбука здоровьесберегающего содержания осуществляется дома, так как это требует много времени (для этого необходимы картонная коробка, ножницы, клей, карандаши или фломастеры, клей, скотч). Все детали вырезаются и приклеиваются;
- после создания основы лэпбука происходит его наполнение лексическим и грамматическим материалами; отводится также место для хранения песен, стихотворений здоровьесберегающего содержания. Этот процесс происходит постепенно, по мере изучения материала в рамках данной тематики. Школьник также может самостоятельно добавлять дополнительную информацию.
В приложении представлен пример лэпбука здоровьесберегающего содержания «My Health». Он содержит 3 раздела «Our Food», «Our Day» и «Let’s Have a Rest».
Содержательное наполнение этого лэпбука происходит следующим образом: школьники размещают картинки с изученными лексическими единицами по теме. В разделе «Our Food» слова делятся на три группы: “vegetables”, “fruits” и “other food”(овощи, фрукты, другая еда); в разделе «Our Day» есть группа “activities”(виды деятельности). Разместив слова на картинках в книжке-гармошке и подписав их, школьникам намного проще их выучить, избегая эмоциональных расстройств.
Для отработки материала учитель предлагает школьникам дома изобразить на карточках еще раз все слова и отдельно создать карточки с написанием данных слов. На уроке происходит отработка слов в игровой, непринужденной форме (школьники соединяют картинки с надписями).
На следующем этапе работы учитель предлагает учащимся подумать и распределить пищу на здоровую («Healthy Food») и вредную для здоровья («Unhealthy Food»). Одновременно проводится сопутствующая беседа о том, какие продукты полезны и вредны для здоровья.
Еще одно из заданий, которое можно предложить школьникам, - работа с диаграммой. Учащиеся отвечают на вопрос «When do you eat or drink the following food?» (Когда вы употребляете ту или иную еду и пьёте напитки?), используя слова из таблички. Сопутствующая беседа будет направлена на выяснение того, когда лучше употреблять в пищу различные продукты питания (утром, в обед, вечером).
В рамках раздела «Our Day» (наш день) учащиеся составляют расписание «правильного» дня, делят свои привычки на полезные и вредные для здоровья.
После освоения лексического материала школьникам предлагается выполнить ряд мини-проектов «My Favourite Food», «My Working Day», «Healthy Food», «Activities For Health» («Моя любимая еда», «Мой рабочий день», «Здоровая еда», «Полезные для здоровья виды деятельности»).
В конце каждого урока школьники обращаются к пункту «My Mood» («Мое настроение») и «My Work» («Моя работа»), который также расположен в лэпбуке, оценивая свою деятельность и своё эмоциональное состояние. В сопутствующей беседе выясняется, что учащихся удалось в ходе урока, а что нет; что понравилось, что нет; какой раздел, пункт ребята хотели бы увидеть в своем лэпбуке.
На всех этапах работы с лэпбуком здоровьесберегающего содержания происходит пополнение раздела «Let’s have a rest» - размещаются песни, стихи, игры в рамках изучаемой темы.
Применение лэпбука здоровьесберегающего содержания помогает активизировать учебный процесс, снять нервно-психическое напряжение учащихся, предотвратить усталость и утомляемость, усилить мотивацию к учебной деятельности. Все это является залогом успеха в освоении учебного материала при условии сохранения здоровья школьников.
Список использованных источников
- WHAT IS a Lapbook ? [электронный ресурс]: https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/
2. What is Lapbooking and Can You Do It? By Sarah Small [электронный ресурс]: http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking/
- Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка. [электронный ресурс]: Gigabaza.ru
- Н.К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе - М.: АПК и ПРО, 2002.