Использование инновационных технологий как фактор повышения качества знаний у учащихся начальных классов - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 283
  • Скачиваний: 11

Использование инновационных технологий как фактор повышения качества знаний у учащихся начальных классов.
Тлешова С.И.
Демократизация и гуманизация педагогического процесса предъявляют качественно новые требования к деятельности учителя и ученика на уроке. Главная роль учителя помочь ребёнку учиться самому, сохраняя здоровье, работоспособность. Этому помогают новые педагогические технологии.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; ученик, учитель; результат деятельности.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трёх аспектах:
1. научный;
2. процессуально - описательный;
3. процессуально — действенный;
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. (1,93).
Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех её составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизации общества.
Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по — иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Умение читать это и понимание текста, и запоминание, а так же скорость чтения. Скорость чтения должна быть в оптимальном диапазоне с учётом возраста и динамики протекания психической деятельности учащихся. Этот показатель является обязательным для начальной школы. Однако он не всегда используется на благо ученика. Не все дети укладываются в школьные нормы.
При определении скорости чтения необходимо учитывать, что она зависит от темперамента от динамики протекания психических процессов.
Детей младшего школьного возраста нужно заинтересовать в развитии скорости чтения и практически помогать в этом. А не подгонять окриками: «Читай быстрее». Этому помогает метод «15 текстов». Ученик, у которого низкий темп чтения, получает карточку с текстом, работает над ним и сдаёт учителю. Т.е. читает на время. После сдачи текста получает другую карточку. Содержание текста с каждым разом усложняется.
Технология «Красного яблока» помогает детям увидеть уровень своего чтения. Ведь когда учитель говорит ученику, что он медленно читает, это никак не действует на ребёнка, т.к. он не понимает, что от него требуют.
Именно технология «Красного яблока» на детском уровне детским языком объясняет, что от него требуются. Учитель объясняет, что книга помогает воспитать душу. Т.е. каждый ребёнок, когда читает, выращивает в душе свой сад. Если у него хорошая скорость, что приходит при постоянном общении с книгой, он хороший садовод, у него в душе цветёт сад с красными яблоками. Если ученик читает ниже нормы, то у него в душе сад с зелёными яблоками.
Хорошие результаты даёт технология «Трёх точек». По сигналу учителя ученики начинают читать текст в спокойном темпе и по истечении одной минуты останавливаются и ставят точку.
Чтобы найти вторую точку, дети возвращаются к началу текста и начинают читать уже увеличивая темп чтения. После истечение одной минуты останавливаются и ставят вторую точку. Она должна быть дальше первой точки.
Чтобы найти третью точку, дети опять возвращаются к началу текста и, по сигналу учителя, начинают читать уже бегло целыми словами. После истечение одной минуты останавливаются и ставят третью точку. Она должна быть дальше второй точки. При чтении важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие - то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Именно этому направлена технология еже урочных пятиминуток чтения. В чём она заключается. У каждого ребёнка на парте лежит художественная книга. И любой урок будь то труд, рисование, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, пять минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок. Эту пятиминутку мы назвали «Библиотечной минуткой».
Увеличение темпа чтении вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Каждый пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дела дети работают заинтересованно, увлечённо. Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними. В классе есть лист скорости чтения. Там отмечена дата проверки и количество слов в минуту. Сравниваем с результатами, полученными через неделю, через месяц. Каждый ученик видит рост, убеждается что труд приносит успехи.
Широко используется на уроке исследовательская технология. Эта технология предполагает постановку проблемы перед учащимися и всестороннее исследование проблемы и нахождение решения. Эта технология помогает заинтересовать учащихся и добиться понимание темы и её усвоения. Одной из трудных тем на уроке русского языка является правописание мягкого знака после шипящих у существительных женского рода, у глаголов второго лица единственного числа и разделительного мягкого знака. Так как эти мягкие знаки дети услышать не могут.
При знакомстве детей с мягким знаком — показателем мягкости согласных, учитель даёт её в зелёном цвете. Дети знают с первого класса, что зелёный цвет обозначает мягкость. Например, в слове мальчик мягкий знак зелёного цвета, так как он является показателем мягкости согласных. Дальше дети знакомятся с разделительным мягким знаком. У этого мягкого знака другая функция. Он не смягчает, а разделяет согласную от гласной. Например, в слове вьюга. Этот мягкий знак учителем даётся в красном цвете. Таким образом, мы с детьми на уроке определили четыре вида мягкого знака. И все они между собой не связаны. Каждый из них несёт свою функцию в слове. При изучении темы «Склонение имён существительных» перед детьми ставится проблема, почему в слове мышь стоит мягкий знак? После исследования, дети указывают, что этот мягкий знак не показатель мягкости согласной, так как слово мышь оканчивается на твёрдую согласную. Этот мягкий знак не разделяет согласную от гласной, значит, он не является разделительным. Таким образом, дети приходят к мысли, что в слове мышь мягкий знак выполняет другую функцию. Так как, существительное мышь женского рода, то мягкий знак и является показателем этого. Дети уже сами выбирают для него цвет — синий, так как шипящая после мягкого знака не смягчается.
При изучении темы «Глаголы второго лица единственного числа» опять ставится похожая проблема. Почему в слове идёшь пишется мягкий знак. После исследования детьми этой проблемы, они приходят к мысли, что опять таки мягкий знак выполняет другую функцию. А именно, является показателем второго лица единственного числа. Дети выбрали для неё жёлтый цвет. Конечно же, эти темы даются постепенно.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: