Использование инновационных форм в методической работе дошкольного образовательного учреждения как фактор повышения педагогической компетенции педагогов - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 124
  • Скачиваний: 8

                 «Использование  инновационных  форм  в  методической

работе  дошкольного  образовательного  учреждения   как  фактор  повышения педагогической компетенции   педагогов»

 

 Статья посвящена вопросам созданию модели организации методической работы,  способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. В статье раскрываются аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада.

 

Ключевые слова: мониторинг, профессиональная  компетентность, инновационные  группы, инновационные технологии, диагностика, информатизация методической работы.

 

Развитие  системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. Перемены в разных сферах жизнедеятельности современного общества повлекли за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей. Перестройка социально – экономической жизни России повысила требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним, очень значимым и  важным  критерием – его качеством, которое зависит от профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные  задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием  своих знаний, а также, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Профессиональная  компетентность  формируется  лишь в том случае, когда на смену рецептурно – информационному подходу приходит компетентностный, который делает  педагога  наиболее активным участником поиска решений типичных проблем, которые  возникают  в его деятельности.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого – педагогическим мышлением,  развитой педагогической  интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что  качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства,  способный к внедрению инноваций            (Ю.П. Азарова, А.В. Петровский и др.)

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения  является важным условием  реформирования  и  совершенствования  системы дошкольного образования. Развитие детского сада  не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений  новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на  индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Благодаря современным исследованиям  ученых в сфере профессиональной педагогики, были  открыты новые аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов, в  которых  особое внимание отводится методическому сопровождению, которое, позволяет  повысить эффективность педагогического общения и воспитательно-образовательного процесса в целом (И.А. Зимняя, К.А. Абульханова – Славская, В.А. Крутецкая и др.)

Таким образом, повышение качества дошкольного образования возможно при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы детского сада.

Проанализировав   психолого-педагогическую  литературу  (Теоретические и практические основы  К.Ю. Белой;  П.И. Третьякова;  П.Т. Фролова;                А.Г. Асмолова  и др.)  с целью изучения методической работы в системе управления дошкольного образовательного процесса,  пришла к выводу, что  в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без инноваций. Необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить возникшие вопросы. Следовательно, возникает необходимость в создании собственной модели методической работы,  которая позволит привлечь к участию в методической работе всех педагогов, вне зависимости от уровня их образования и педагогического стажа  работы.

Таким образом, в  детском саду, была создана модель организации методической работы, которая, на мой взгляд, способствует не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей.  Она включает в себя инновационные, творческие  группы   разной направленности, которые работают над той или иной проблемой, выявленной  в процессе образовательно-воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

 52% педагогов детского сада имеют первую и высшую квалификационную категорию, используют в своей работе нетрадиционные методы и формы обучения и воспитания детей, именно  из таких опытных педагогов были сформированы творческие группы.

 Творческая группа по разработке образовательной программы ДОУ

В ее состав входят педагоги ДОУ, имеющие стаж работы 5 лет и более. Данная группа отвечает за разработку образовательной программы детского сада  и создания  условий  для   ее  внедрения.

                            Научно-методический совет

В него входят педагоги детского сада, имеющие стаж педагогической работы более 5 лет. Научно-методический совет отвечает за изучение и анализ ситуации, сложившейся на данный момент в детском саду; за создание условий для успешного решения поставленных на текущий учебный год задач; за разработку фундаментальных для жизни дошкольного учреждения  проектных документов (программа развития, концепция развития,  организация мероприятий по плану работы детского сода  в режиме функционирования и развития, исследовательские проекты), а также, проводит экспертизу инновационной методической продукции, созданную педагогами детского сада.

                        Группа   информационной  поддержки

В состав данной группы входят педагоги детского сада, которые  имеют очень высокий уровень владения компьютерными технологиями. Группа информационной поддержки призвана оказывать помощь, как в организации   управленческой деятельности, так  и в организации методической работы дошкольного учреждения. Данная группа осуществляет организацию электронного документооборота; обработку информации (подготовку справок, статистических отчетов, докладов, методических разработок); формирование и ведение баз данных; оказание помощи в оформлении портфолио педагогам, выходящим на аттестацию; создание видеотеки; издательская деятельность; компьютерное сопровождение мероприятий детского сада  и  мн. др.                                 

                                     Школа наставника

В него входят педагоги детского сада, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и выше. Данная группа отвечает за успешную социально–психологическую, психофизиологическую, социально-организационную и профессиональную адаптацию молодых специалистов. 

                                       Образовательный салон

В его состав входят педагоги детского сада, имеющие разный стаж педагогической работы. Данная группа создается по инициативе администрации дошкольного учреждения. Цель группы: создание условий для профессионального общения педагогов, обеспечение непрерывного процесса совершенствования профессионального мастерства, развития их творческой активности, а также, повышение профессиональной компетенции педагогов.

                               Школа   молодого  специалиста

К работе с  молодыми педагогами привлекаются опытные педагоги и  узкие специалисты дошкольного учреждения.

Цель данной группы: оказание методической помощи начинающим педагогам. Работа группы направленна на обогащение знаний педагогов

(практические умения и навыки работы с детьми дошкольного возраста.) Занятия проходят в виде деловой игры, семинара-практикума, живого диалога за круглым столом.  Данное объединение  является  важнейшим фактором профессиональной адаптации молодых специалистов, создает предпосылки для  успешного личностного развития начинающих воспитателей, способствует повышению качества образования в детском саду и создаёт условия для включения в методическую работу.                        

Творческая   группа  по оформлению  и  дизайну

дошкольного  образовательного учреждения

        

Данная группа – это кратковременное, добровольное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве. Активно сотрудничает с группой   информационной  поддержки с целью оформления дошкольного образовательного учреждения.

Основными задачами данных объединения педагогов является:

обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки педагогов детского сада; создание условий для роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;  повышения профессиональной компетенции, а также, организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах.

Нормативно-правовая база для организации деятельности таких групп, кроме    творческой группы по оформлению и дизайну детского сада  включает в себя:

  • Приказ о создании группы.
  • Положение об инновационной группе.
  • План работы группы на текущий год.
  • Протоколы заседаний.

Для организации контроля разработан необходимый  инструментарий, который включает в себя разные виды мониторинга уровня образованности детей и экспертные карты оценки профессиональной и методической компетентности педагогов детского сада.

В конце каждого учебного года все инновационные группы  представляют результаты мониторинга образованности детей; предоставляют итоги оценки компетентности педагогов детского сада; дают самооценку своей деятельности. Далее подводятся итоги работы  за учебный год и соответственно  намечаются новые направления работы.

Построенная таким образом  методическая работа с кадрами позволяет оптимально спланировать деятельность методической службы  по повышению профессиональной компетентности  личностному  развитию педагогов  в зоне их ключевых компетентностей, что  придает ей определенную логичность, системность, и  наполняет  конкретным содержанием.

 Практика показала, функционирование инновационных групп, в которых все педагоги детского сада  распределены по подразделениям, создает  условия для развития инновационного потенциала педагогов.

В современных условиях, исходя из сложившейся образовательной ситуации, происходящей в стране («Концепция модернизации российского образования»)  одной из главных, стоит задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, которое,  прежде всего,  предполагает создание условий  для личностного развития  ребенка, способного реализовать себя как часть социума. Соответственно, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов детского сада, а это, прежде всего, готовность педагогов не только изучать, но  и применять инновационные технологии  на практике. В данном контексте большую роль играет проектирование продуктивных форм, для обеспечения активного участия педагогов детского сада  в инновационной методической работе, активизирующих их на повышение профессиональной компетенции.

С этой целью, в работе с педагогами,  широко используются разнообразные формы и методы (консультации; семинары; тренинги; практикумы; мастер-классы; дискуссии; презентации; работа в творческих группах и  т.д.).

          Используемая   модель работы направлена на мотивацию педагогов к освоению инновационных технологий  и внедрению их в свою практическую деятельность. Кроме этого, она способствует углубленному формированию теоретических и практических знаний педагогов, развивает аналитические, проектировочные, конструктивные и организаторские умения, которые  так необходимы для осуществления  воспитательно-образовательного процесса в современных условиях. Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Поэтому  при  обучении   учитываются следующие требования:

  • • реализации вариативности образовательных запросов;
  • • ориентации на самоанализ собственной педагогической деятельности; 
  • • ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;
  • • использование в обучении методов и форм, носящих исследовательский  характер;
  • • проблемного построения содержания семинаров, лекций  и др.;  
  • • овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;

Именно они обладают возможностью проектирования и моделирования

деятельностно-ориентированных отношений, кооперативных коммуникативных связей.

Одной из  необходимых предпосылок  повышения  эффективности и качества  методической работы является изучение деятельности и личности каждого педагога. Помочь педагогу  добиться высоких результатов  в своей деятельности возможно исходя из всестороннего учета  задач дальнейшего совершенствования,  и реальных возможностей каждого педагога.

Поэтому, был проанализирован  состав педагогического коллектива с целью, изучения профессионального уровня  педагогов детского сада и намечены пути работы.

Оказать наиболее эффективную помощь каждому педагогу, можно  лишь применяя  дифференцированный подход, который обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются, профессиональные умения, личностные качества педагога, уровень профессиональной подготовки, педагогический стаж,  результаты педагогической деятельности.

Для оценки психолого-педагогической компетентности педагогов используются:

-«Оценочная шкала психолого-педагогической компетентности  воспитателя ДОУ» (Автор Л.П. Гладких).

Для выявления степени сформированности  педагогического такта:

-тест «Сформирован ли у Вас педагогический такт?» (Автор М.И. Станкин).

Для определения уровня педагогической культуры:

-Диагностическая карта для изучения и самооценки педагогической культуры педагога (Автор И.Ю. Соколова).

Для выявления отношений педагогов детского сада к нововведению:

-Анкета «Как вы относитесь к педагогическому новшеству?». (Автор

К.Ю. Белая). Данные представляются на примере введения метода проектов.

Для оценки знаний  педагогов о нововведении:

-Экспресс опрос (адаптированная к условиям нашего детского сада анкета

К.Ю. Белой).                                                                                                                     

Необходимость проведения мониторинга профессионализма очевидна, т.к. именно диагностика помогает  найти наиболее действенные  формы взаимодействия с педагогом для повышения его профессиональной компетентности, что позволяет  в последствие реализовать цели и задачи дошкольного образовательного учреждения, выполнять его основную миссию.

Для определения степени подготовленности педагогов, выявления факторов стимулирующих или препятствующих обучению, развитию компетентности воспитателя  был создан банк диагностических методик.

На основе диагностических данных, анализа состава педагогического коллектива, приоритетных задач детского, учитывая дифференцированный подход, определяется стратегия  и тактика методической работы с педагогами.

Информатизация методической службы, одно из главных условий в повышении профессионального мастерства педагогов, поэтому  особое внимание уделяется формированию единого информационного пространства, доступности необходимой информации участникам воспитательно-образовательного процесса. С этой целью создан банк о достижениях науки и передовой практики, который пополняется по темам нововведений, сайт детского сада «Огонек» в Интернете, а также создание мини-сайтов педагогов детского сада в социальной сети работников образования, ведется активное сотрудничество с периодическими  изданиями.

Кроме этого в детском саду  выпускаются три периодических издания:

- Журнал «Спортивный вестник»;

- Газета «Логопедическая тропинка»;

- Газета  «Носики-курносики».

Нововведения не проходят без результатов, и как показала практика, организация методической работы расширяет возможности педагогов для совершенствования своего педагогического мастерства.

Повышение профессиональной компетентности позволило выйти на следующие результаты  (См. рисунок №2.)

Рисунок №2                     Результаты работы педагогического коллектива

           Достижения

2015

2016

2017          

 Количество  педагогов

 принявших  участие  в семинарах,

научно-практических конференциях и т.д.

             18

       

             32   

             

            34

Количество        педагогических   публикаций.

            10

             22

            37

   Участие в конкурсах

 ( международные,    всероссийские, областные, районные)

            24

             38

            79

 Повышение   квалификации

       (Аттестация)                                                                 

На I  категорию-

4 педагога.

 На

соответствие-

4 педагога.

.

На  соответствие -5

  На высшую      категорию – 3

педагога.

Повышение квалификации

(Курсы)

54% педагогов

          36%

      педагогов

          11%

      педагогов

   

У педагогов повысилась профессиональная компетентность, выросла потребность в повышении квалификации, реализации общей концепции развития детского сада, установлении тесного сотрудничества  с родителями.

Таким образом, использование в процессе повышения профессиональной компетентности педагогов, инновационных форм и методов обучения, обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, что  способствует включению  их в инновационную деятельность,  и формирует потребность в непрерывном профессиональном совершенствовании.

В дальнейшем планируется  организовать сетевое взаимодействие инновационных дошкольных образовательных учреждений, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.

Литература

  1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность

педагога в процессе его профессионального становления

[Текст]: монография. – Красноярск, 2007. - 204 с.

  1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2004. –96с.

3.Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика//Народное образование.2010.№6. С.182-188.

4.Шмонина Л.В., Зайцева О.И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. –  Волгоград: Учитель, 2011.-215с.

  1. Урмина И.А., Данилина Т.А. - Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. – Линка-Пресс, М., 2009.

                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                      

 

                    

                          

 

 

 

 

 

                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                    

 

 

 

                                                                                           

 

 

                   

                        

                                                                                    

                    

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: