ВВЕДЕНИЕ
Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности все очевиднее. Трудно представить современную школу без компьютерного класса. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). В связи с этим коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.
Цель исследования: раскрыть прямую зависимость результата обучения иностранному языку от использования современных информационных технологий.
Задачи исследования:
1) рассмотреть практическое применение компьютерных технологий на уроках иностранного языка;
2) изучить формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка;
3) определить цели и возможности использования Интернета в процессе обучения иностранному языку;
4)доказать эффективность применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку
Методы исследования:
1) аналитический
2) метод анкетирования
3) систематизация
4) прием сопоставления и обобщения
Предмет исследования: особенности использования современных компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, “коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах“.
Гипотеза исследования: если систематически использовать информационные технологии на уроках иностранного языка, то процесс обучения будет более эффективным.
❶ Преимущества и недостатки электронных книг ( Приложение 1)
Сегодня возникает вопрос о том, помогают ли компьютер и интернет при изучении иностранных языков или мешают. Сейчас я хотела бы рассказать вам о преимуществах и недостатках использования интернета и компьютера при изучении иностранных языков.
Для начала обсудим преимущества и недостатки электронных книг.
Сегодня техника развивается очень быстро и у нас в распоряжении есть книги, которые не имеют листов- они называются электронными. Конечно, это очень удобно иметь все нужные для тебя книги в одной, к тому же портфель становится не таким тяжелым. Но у таких книг есть и недостатки, а именно:
Они так же, как и компьютер вредят здоровью, ухудшают зрение. Кроме того, во время урока нам нужно часто записывать что-то, например, когда мы читаем новый текс нам становится легче, если мы подписываем перевод неизвестных нам слов на русском языке. И еще один аргумент против: электронные книги достаточно дорогие и не у всех есть возможность купить их.
Теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. В общем, мы можем сделать следующие выводы:
Преимущества использования электронных книг:
1) Все учебники у нас всегда с собой
2) Не нужно ходить в библиотеку, все можно найти в интернете
Недостатки:
1) Электронные книги вредят здоровью
2) Не у всех есть возможность их приобрести
3) Невозможно ничего записывать
❷ Преимущества и недостатки готовых домашних заданий
( Приложение 1)
Всем известно, что в интернете можно найти всю необходимую информацию, в том числе решебники или готовые домашние задания. И здесь возникает вопрос: хорошо ли это, что ученик может пользоваться решебником? Этот вопрос можно рассмотреть с двух сторон.
С одной стороны, это хорошо. Почему спросите вы? Потому что прилежные ученики могут сами себя контролировать при помощи решебников. Без помощи учителей они могут найти ошибки и задуматься о том, почему не сходится ответ. К тому же решебники являются хорошими помощниками для родителей. Родители, которые не знают иностранный язык, могут проверять домашнее задание детей при помощи решебников. Но, вот, если речь идет о ленивых учениках, тогда они только вредят.
Итак, подведем итоги: Преимущества использования решебников:
1) Ученики могут сами себя контролировать
2) Родители могут проверять домашнее задание у детей
3) Решебники помогают ученикам преодолеть трудности
Недостатки:
1) Некоторые ученики ленивые и списывают, не задумываясь.
2) Часто в решебниках имеются ошибки.
❸ Онлайн тесты ( Приложение1)
Рассмотрим еще одну возможность, которую нам дарит интернет. Речь идет об онлайн тестах. Интернет является сокровищем для тех, кто интересуется иностранными языками. В интернете можно найти различные аудио- и видеозаписи на иностранном языке и таким образом развивать языковые способности. Кроме того, есть возможность решать онлайн тесты. Конечно, это является большим преимуществом, то, что мы можем изучать ту или иную тему, грамматический и лексический материал, не выходя из дома. Мы можем хорошо подготовиться к контрольной работе. Также, те ученики, которые особенно интересуются изучением иностранных языков, могут изучать язык самостоятельно.
Мы так же заметили то, что в учебниках иногда имеется недостаточное количество упражнений, чтобы мы могли работать над грамматикой. В таком случае учитель может задать в качестве домашнего задания решать такие тесты. Но что делать тем, у кого нет интернета? И еще хотелось бы добавить один аргумент против: нельзя полностью быть уверенным, что онлайн тесты составлены верно. Мы сами встречались с такими примерами, когда тесты были составлены некорректно.
Перечислим еще раз все плюсы и минусы:
Преимущества использования онлайн тестов:
1) Можно хорошо изучить ту или иную тему
2) Онлайн тесты дают возможность хорошо подготовиться к контрольной работе
3) Иногда в учебниках имеется недостаточное количество упражнений для того, чтобы ученики могли работать над грамматикой. В этом случае интернет предлагает нам дополнительные задания
Недостатки:
1) Не у всех есть интернет
2) Нельзя полностью быть уверенным, что тесты составлены верно
3) Не все онлайн тесты имеют ключи, поэтому невозможно себя проверить
❹ Изучение иностранных языков при помощи социальных сетей
( Приложение1)
И последнее о чем хотелось бы рассказать - это изучение иностранных языков при помощи скайпа, чатов и социальных сетей.
Сегодня социальные сети очень широко распространены. Люди могут свободно общаться друг с другом, даже если они находятся за тысячи километров друг от друга. Что касается иностранного языка, то социальные сети полезны для его изучения. Те люди, которые еще ни разу не были за границей, имеют возможность пообщаться с иностранными гражданами-носителями языка. Но так же, как и преимущества, социальные сети имеют недостатки. Сначала хотелось бы все-таки сказать о преимуществах: для нас, учеников, интересно пообщаться с иностранцами. Общаясь с ними, мы понимаем, что ненапрасно изучаем иностранный язык, что иностранный язык действительно важен в жизни людей.
Итак, давайте перечислим все плюсы и минусы:
Преимущества использования социальных сетей:
1) Интересно пообщаться с иностранцами
2) Мы можем применять наши знания в реальной жизни
3) Можно узнать много нового и интересного о культуре страны изучаемого языка из первых рук
Недостатки:
1) При реальном общении часто используют сокращения и сленг, которые не всегда являются понятными для восприятия
2) Иногда возникают трудности из-за плохих знаний иностранного языка.
В нашей работе мы использовали метод анкетирования, а именно: нами были опрошены (при помощи анкет) ученики 5-11 классов (Приложение 2). Перед ними были поставлены вопросы:
1) Мешает или помогает компьютер и интернет при изучении иностранного языка?
2) Нужно ли использовать информационные технологии на уроках иностранного языка?
Мы подсчитали результаты и получили следующие выводы: 88% - за, 6% - против, 6% - воздержались от ответа. То есть по данным результатов мы видим положительное отношение к использованию компьютера и интернет-ресурсов.
Выводы
Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.
Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку.
Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-ресурсы, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование.
Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование ресурсов Интернет в обучении иностранным языкам.
Огромная компьютерная сеть, связывающая между собой миллионы компьютеров, - Интернет, - представляет практически неограниченные возможности использования практический курс в различных сферах человеческой деятельности. Использование Интернет в образовании позволяет применять постоянно обновляющуюся информацию.
С помощью Интернет можно успешно осуществлять обучение разным видам иноязычной речевой деятельности – чтению, письму, говорению, аудированию.
Вообще, обучение с помощью Интернет – это творческий процесс, позволяющий развивать и разрабатывать новые приемы. Кроме того, обучение на компьютере позволяет изучать курс в темпе, соответствующем способностям, воле и трудолюбию обучаемого.
По-видимому, компьютер оказывает одно из самых значительных воздействий на ход обучения. Используя различные учебные сайты, можно научить и письменной и устной речи. Преподавание иностранного языка с использованием Интернет позволяет сделать и осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.
И сейчас на экране вы видите полезные ссылки, которые вы можете использовать для развития своих языковых способностей. Здесь имеются материалы для работы, как для учеников, так и для учителей.
Хотелось вы также отметить, что наша работа была переведена на немецкий язык, и в письменном виде она представлена в двух вариантах, поэтому не случайно часть нашей презентации на немецком языке.
Список использованной литературы:
1. Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе.- 1999. -№3.- С. 20- 25.
2. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку / Ю. И. Верисокин // Иностранные языки в школе.- 2003.- №5. - С.31.-35.
3. Вайсбурд М. Л. Телепередача как опора для организации речевой игры на уроке иностранного языка / М. Л. Вайсбурд Л. Н. // Иностранные языки в школе.- 2002. -№6. - С. 6- 8.
4. Ильченко Е. И Использование видеозаписи на уроках английского языка / Е. Ильченко // Первое сентября, Английский язык.- 2003. -№9. - С. 7-10.
5. Мыслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка под. ред. Е. А. Мыслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова.- Минск, 1996.- . 66с.
6. Соловова Е. Н. Использование видео на уроках иностранного языка Е. Н. Соловова // ELT NEWS & VIEWS 2003-№8. – С.21-30.
7. Барменкова О. И. Эффективные приемы обучения иностранного языка: Учеб. Пособие для учителя /О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе.- 1991.- С.50-59.
8. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. /И. П. Подласый. – М.: Просвещение. - 1999.- 256 с.
9. Полат, Е. С. Интернет во внеклассной работе по ИЯ / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе.- 2001.- №5.- С. 40-43.
10. Гез, Н. И. Методика преподавания иностранных языков / Н. И. Гез,– М: Просвещение, 1982. -156 с.
11. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно - методическое пособие / А. А. Андреев.- М: Наука, 1997.- 118 с.
12. Алексеева, И. В. Использование ситуативных картинок на уроке иностранного языка/ И. В. Алексеева// Иностранные языки в школе. – 2002. - №6. – С.29 – 32.