Интерес к познанию – надёжная основа обучения - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 169
  • Скачиваний: 13

В настоящее время важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Эта потребность общества не входит в противоречие с личными интересами выпускников школы, так как для их жизненной адаптации и самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна моя педагогическая находчивость, которая имеет одну цель - заинтересовать!!! Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных или как их сейчас называют инновационных технологий в обучении. Интерес к предмету отбивается однообразием методов и приемов обучения. На своих уроках я успешно применяю многие из известных на данный момент нововведений, одним из которых является проведение нестандартных уроков с использованием игровых моментов. В процессе своей педагогической деятельности я работаю над темой «Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках математики». Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета. Основная задача учителя – повышение удельного веса внутренней мотивации учения.

  Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М., Просвещение, 1985).

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Известно внешне шутливое, но имеющее глубокий смысл определение: образование - то, что остается у человека после того, как он забывает все то, чему его учили. Действительно, большинство сохраняет в памяти немногое из того, чему его учили, но вряд ли кто-то возьмется отрицать полезность образования в достижении жизненных целей. Хорошее образование помогает человеку ориентироваться в новой для него ситуации и находить в ней эффективные варианты деятельности; способность действовать подобным образом обычно связывают с интеллектом. Исходя из этого, было бы логичным считать, наряду с усвоением определенного объема фактов и алгоритмов, важнейшая задача образования - развитие интеллектуальных возможностей человека.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. В школьной практике и в методической литературе  принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные.

Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. 

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин.

 Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний.

 В-третьих, попытки учителей школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала.

Все это приводит к перегрузкам учеников.

Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.

 Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому служит развивающее обучение. Одним из основных мотивов использования развивающего обучения является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее, так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы.

Перестройка системы образования обусловила необходимость изменений в структуре взаимоотношений между учителем и учеником. Реально встал вопрос о замене авторитарной педагогики педагогикой сотрудничества.

            Но педагогика сотрудничества реализуется не только через улучшение личностных отношений между учителем и учеником. Хорошие учителя всегда стремились наладить добрые отношения с учащимися и всегда умели это делать. Педагогика сотрудничества должна проявляться, прежде всего, в учебном процессе. Именно в конструировании урока целесообразно искать ее резервы.

         Под педагогикой сотрудничества понимается составная часть общей педагогики, которая изучает такую деятельность учителя и ученика, в ходе которой активность учащихся направляется на открытие новых фактов изучаемого предмета, на усвоение научных понятий в четкой системе, а учебный процесс организуется с привлечением максимального числа разнообразных методических средств и приемов. Для педагогики сотрудничества равноправны и желательны все виды учебных занятий на уроке: индивидуальная деятельность, работа в паре, в группе, фронтальная работа и т.д. Педагогика сотрудничества приветствует и разнообразные формы урока: лекцию, зачет, тестирование, урок – игра.

Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки или их элементы, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.

В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки: урок – соревнование; урок – игра; урок творчества; урок – экскурсия; урок – путешествие; урок тестирования; интегральные уроки.

       Проведение уроков, которые содействуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, требует от учителя высокой квалификации и большой подготовительной работы.

Оживляют урок различные командные математические соревнования. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей.

 Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. В начале урока викторину провожу при отработке навыков устных вычислений, в середине урока - при проверке усвоения нового материала, в конце урока - при проверке знаний и умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроках.

Вопросы викторины в некоторых случаях заранее записываю на листах бумаги или на закрытой доске. Ответ на вопрос учащиеся дают сразу. При оценке учитывается не только правильность, но и быстрота ответа. Отвечают ученики поочередно из каждой команды. В конце викторины подвожу итог, учитывая число решенных заданий, качество их обоснований, оригинальность решений.

При проведении устного счета применяю игру «Молчанка». Сигнальные карточки (красная и зеленая) помогают дисциплинировать учащихся и одновременно получить информацию об усвоении материала. Если ученик согласен с отвечающим, то он поднимает зеленую карточку, если нет - красную.

Чаще всего в форме игры – соревнования я провожу повторительно-обобщающие уроки, на которых учащихся класса делю на две групп так, чтобы в каждой группе оказались и сильные, и слабые ученики. В данном случае использую одну из форм обучения - групповую работу. Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. На своих уроках групповую работу я строю на следующих принципах:

  • Класс разбивается на несколько небольших групп.
  • Каждая  группа  получает  свое  задание (задания  могут быть одинаковыми  для  всех  групп  либо дифференцированными).
  • Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.
  • Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками
  • Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. Я считаю, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать, отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля за действиями других, самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся,

Надо отметить, что при всех имеющихся очевидных преимуществах групповая форма обучения не имеет абсолютного значения. Для разных учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная формы имеют неодинаковое значение. Учащиеся со средними способностями одинаково хорошо усваивают учебный материал как при фронтальной, так и групповой формах. Эта группа составляет основную массу школьников. У сильных же учащихся на первом месте по продуктивности стоит индивидуальная работа, т.к. при решении заданий более высокого уровня сложности у них возникают вопросы, на которые они хотели бы получить грамотный и исчерпывающий ответ. А слабым учащимся больше импонирует групповая форма работы. По данным профессора Чередова И.М., слабые учащиеся при групповой работе выполняют объем любых упражнений на 20—30 процентов больше, чем при фронтальной форме. Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь он должен быть организатором, режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:

  • Объяснение цели предстоящей работы.
  • Разбивка учащихся на группы.
  • Раздача заданий для групп.
  • Контроль за ходом групповой работы.
  • Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
  • После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

В настоящее время в арсенале каждого учителя немало приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, и использующихся на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса. Так, например, интересны для учащихся устные коллективные разминки, занимающие не более 5 минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. В такие разминки следует включать вопросы, требующие однозначного, быстрого хорового ответа и направленные на актуализацию опорных знаний, и на проверку домашнего задания, и на отработку каких либо математических понятий и определений. 

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: