Игрушка как часть культурного наследия России - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 203
  • Скачиваний: 1

Игрушка всегда была неизменным спутником жизни человека. Ее любят все: и дети, и взрослые. Игрушки - одно из самых ранних и светлых воспоминаний детства. Она пробуждает у ребенка мысль, дает широкие возможности для проявления знаний об окружающей действительности. Вместе с тем игрушка воспринимается ребенком эстетически, она воспитывает чувства, что чрезвычайно важно. И даже тогда, когда она теряет свое игровое значение, у ребенка сохраняется к ней живое, эстетическое отношение. Недаром любимые игрушки подолгу остаются частью быта ребенка, хотя он с ними уже не играет. Благодаря игрушке в жизнь ребенка входит искусство.
При нынешнем изобилии и многообразии кукол, мягких игрушек, а также насаждаемых западной культурой роботов трансформеров, спайдерменов и других чудовищ наиболее тепло и трогательно выглядят игрушки, выполненные своими руками.
Самодельные куклы и забавные зверушки вбирают в себя частичку души своего создателя. Именно поэтому куклы часто похожи на своих авторов, как дети на родителей.
Проследив за изменением куклы, мы видим, как человек взрослел. Изделия народных промыслов свидетельствуют об отношениях человека с природой, о его понимании прекрасного и даже о национальном характере.
На самом деле куклы запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели, так как возникли в то время, когда сам человек стал на ноги и освободил руки для труда и, как ни странно, для искусства. Древние люди видели в них богов, идолов и кумиров. У древних народов кукла считалась Богиней. В древности их делали из того материала, который был под рукой – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они отгоняли злых духов.
Считается, что самые первые игрушки появились ещё в Древнем Египте. Их вырезали из тонких дощечек и расписывали геометрическими узорами. Столбушка - самая древняя кукла, изготавливалась из бересты или из ткани путём скручивания. Раньше куклы не имели глаз, рта и носа: считалось, что в куклу, имеющую лицо, может вселиться злая душа и навредить.
Тряпичная кукла – одна из самых древних видов традиционной русской игрушки. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда».
Самые древние игрушки России датируются Х веком и найдены на территории древних русских городов: Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, скоморохов.
Русская народная игрушка была больше, чем игрушкой, - оберегала, развивала, забавляла, учила. Тряпичные куклы делятся на обрядовые, игровые и обережные (куклы - берегини).
Первая кукла, которая появляется уже в люльке у ребёнка – это «Пеленашка». Внешне она была копией свёртка с младенцем и предназначалась для того, чтобы духи их перепутали и не навредили ребёнку. Она оставалась в колыбели до тех пор. Пока ребёнка не крестили, после этого он вставал под защиту креста.
Для изготовления обереговых кукол брали тряпочки от уже ношеной, преимущественно мужской одежды (считалось, что у мужчины энергетика сильнее). К ним не прикасались ни ножницами, ни иголкой – они рвались руками, а сшивались «скруточкой», то есть узелками.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Вепская кукла (капустка, рванка)- это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.Материалы для изготовления: мох, береста, прутья, лыко, мочало, тряпки, полено.К обрядовым куклам относятся: «Десятиручка», «Зерновушка», «Крупеничка», «Покосница», «Купавка».
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились насшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.К игровым народным куклам относятся:«Полено», «Зайчик на пальчик», «Барыня», «Малышок – голышок», «На выхвалку».
Оберег– амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.Куклы - берегини: «Божье Око», «Куватка». «Ангелочек», «Берегиня», «День и ночь», «Девка-баба», «12 лихорадок», «Колокольчик», «Бессоница», «Желанница», «Подорожница» и другие.
Очень важно, чтобы в руки попадал натуральный материал, обработанный вручную. Такие вещи заряжены энергией, они тёплые, одухотворённые. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать любовь к родному краю, любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Они формируют у ребёнка эстетическое восприятие мира, воспитывают художественный вкус, передают детям представление народа о красоте и добре.
Шло время. Совершенствовались приёмы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. Часто народное творчество обращалось к таким материалам как солома, лён, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили первоначальное значение – с ними не играют дети. Это игрушки – сувениры.
В настоящее время игрушки – это воспитатели, учителя и наставники.
Исследованием возможности использования игрушки как средства активизации творческой деятельности детей занимались Н. Г. Юрина, Г. Т. Дудникова, А. С. Котова, И. Н. Котова, Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская и многие другие. Значение куклы в творческом развитии и воспитании детей трудно переоценить, так как с помощью ее можно активизировать их творческую деятельность. В образовательном процессе педагоги чаще всего используют куклу в игровом моменте на занятиях изобразительного искусства в детском саду или в начальной школе.
Погремушки, пирамидки,матрешки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы и головоломки - интеллект и воображение. Куклы учат детей бережно относиться к семье, родителям и близким, а также воспитывают у девочек материнский инстинкт. Невозможнопредставить ребенка, который не любил бы рисовать, лепить, конструировать,изобретать и выдумывать. Это связано с индивидуальностью личности ребенка.
Знакомясь с изготовлением игрушек и сувениров, ребёнок творит, выдумывает, узнаёт много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивает технологические приёмы, участвует в игровых ситуациях, развивает образное и пространственное мышление. Работы по шитью, вышиванию, плетению; работы с бумагой, природным материалом и т.д. привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребёнок от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса!
Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. При этом она должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной. Как средство гармонического воспитания детей игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса.
В целях защиты интересов детей необходимо активизировать работу с родителями в следующих направлениях:
- пропагандировать игрушки, являющиеся педагогически ценными;
- консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
- полифункциональность (игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях,тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения и др.);
- принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов (эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством);
- возможность применения игрушки в совместной деятельности (игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, и инициировать совместные действия: совместные игры и др.);
- дидактические свойства игрушки (такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом, формой и т.д.).
В заключении хочется отметить, что созданные мастерами рукотворные народные игрушки, часто в противовес фабричным, являются носителями духовных ценностей, хранителями опыта прошлого в настоящем, воплощением гармонии природы и красоты.

Список использованной литературы

1. Абраменкова, В. И. Осторожно: антиигрушка: родителям об играх и игрушках.[Текст] // Дошкольное воспитание.– 2005. – № 4.– С. 98–99.
2. Воробьёва, О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. [Текст] / Сост. О.Я. Воробьёва. –Волгоград: Учитель, 2009- 140 с.
3. Морозов, И. А. Роль куклы в онтогенезе.[Текст] // Живая старина.–2006. - № 1. - С. 15 – 17.
4. Якушева, Г. И. Народная кукла как современное педагогическое средство.[Текст] // Начальная школа. - 2004. - № 12. - С. 54–55.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: