Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке.
Основная цель групповой работы — развитие мышления учащихся. Цели организации совместной учебной работы самих детей:
Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность.
Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе — это функция контроля и оценки, позже — целеполагания и планирования.
Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить человеческие, и деловые отношения детей.
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; несидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа, где фиксируется итог работы группы.
Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Например;
убедитесь, что в разговоре участвует каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу;
не говорить всем сразу;
возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего,
обращаться друг к другу по имени.
У группы должна быть ориентация на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», - говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.
Соединяем детей в группы с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько доброжелательный партнер. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы.
Группы учащихся могут различаться по следующим признакам:
типу работы;
теме работы;
уровню сложности задания с учетом развития учащихся.
Ролевые функции членов группы могут быть разными, например:
организатор - отвечает за работу группы в целом;
спикер — выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь — записывает высказанные идеи и решения:
критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения:
конролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.
Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей. Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе, должен быть составлен своего рода алгоритм движения при выполнении заданий в группе.
Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания
Анализ условия
Выдвижение версий всеми членами группы
Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
Совместное принятие решения.
Анализ решения задания, его оформление.
Проговаривание в группе выступления спикера.
Представление решения спикером.
Работа в группах может быть распределена следующим образом:
Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. Таким образом, можно организовать решение задачи, изготовление поделок на уроках технологии.
Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.
Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.
Задания для групп:
Все группы выполняют одинаковое задание;
Группы отличаются по типу работы, т.е.
1-ая группа — проектирует,
2 -ая группа — проводит исследование;
3 -я группа — решает проблему.
Таким образом, можно выполнять практические задания по окружающему миру.
По теме работы. Например, составление различных типов задач к одной схеме, исследование природы различных географических зон.
По уровню сложности задания.
По интересам.
Окончательным этапом работы является анализ деятельности работы группы, уяснение причин успеха, трудностей.
При оценке работы группы подчеркиваем не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: «А каким способом получен такой результат?»
На что следует обратить внимание при организации групповой работы:
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2-х классах, не более 20-30 минут — в 3-4 - х классах;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представят «продукт» совместного труда
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе
В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?
Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают. Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же — повышается творческий потенциал.
Меняется характер взаимоотношений между детьми; исчезает безразличие, приобретаются теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Список литературы
А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина — В.В.ДавыдоваК
С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании.Исследовательская разработка для учителя. - Рига:ПЦ «Эксперимент»
О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. -ж. «Начальная школа плюс до и после», №2 — 2003г., стр.36
И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен.Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе «Школа 2100». - ж. «Начальная школа плюс до и после», №11 — 2003г., стр.12