Урок физики «Генерирование электрической энергии. Трнсформаторы» разработан по технологии модульного обучения
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Цель современной школы – обеспечить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения ученика и учителя в учебном процессе. В настоящее время этот процесс в массовой школе страдает неразрешимыми противоречиями между фронтальными формами обучения и индивидуальным усвоением знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологии обучения; между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения, способствующим развитию способностей и интересов ученика.
ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ призвано: развивать склонности и познавательные интересы ученика, формировать навыки и умения, быть мотивированным, дифференцированным и практико-ориентированным, готовить к непрерывному образованию, инициировать самообразование. Все это интегрируется в модульной технологии обучения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
Модульное обучение – это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе.
Основные особенности метода:
- Базирование на деятельностном подходе к образованию (только то содержание усваивается прочно и сознательно, которое стало предметом активных действий ученика);
- Опора на теорию развивающего обучения – определение зон развития ученика по Выготскому (зона актуального развития – нет затруднений в выполнении заданий; зона оптимального, ближайшего, развития – имеются трудности, которые ученик может преодолеть с какой-нибудь помощью). Знание зоны актуального развития позволяет повышать сложность заданий. Оценить зону развития ученика можно, давая, например, 4 задания различного уровня сложности. Если все задания выполнены самостоятельно, значит ученик находится в зоне актуального развития. Если для выполнения 4-го, самого сложного задания, он обратился за помощью, значит, находится в зоне ближайшего развития. При самостоятельном выполнении трех заданий учитель констатирует зону хорошей обученности, а при выполнении всего двух заданий – низкой. Всех учащихся необходимо комплектовать в группы, соответствующие зоне их ближайшего развития (3-4 группы в классе);
- Использование программированного обучения: ход деятельности ученика строго программируется, плюс подключается самоконтроль, плюс используется мелкое деление учебного материала;
- Поэтапное формирование умственных действий: на первом этапе ученик выполняет действия в материальном или материализованном виде (проговаривая их тихо); на втором – действия проговариваются в громкой речи; на третьем – проговариваются про себя, на четвертом – во внутренней речи;
- четкое управление, переходящее в самоуправление;
- проблемный подход;
- Интенсивное обучение, что предусматривает продумывание нагрузки и разрядки во избежание перегрузок;
- Обучение саморефлексии (как я работал, почему допустил ошибку, как работал в группе, кто наиболее компетентен в группе по этому вопросу – я?).
С модульного урока ученик уходит, зная на каком уровне он усвоил материал, и фиксируя в конце урока свою рефлексию в тетради:
ДЕЛО (что приобрел)
Я МЫ (работа в группе)
КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ:
- завершенный информационный блок;
- целевая программа действий ученика;
- руководство деятельностью учащегося.
Роль учителя в этом процессе – управление мотивацией учения.
Последовательность действий учителя:
- Выделение в предмете стержневых линий курса (научных идей курса).
- Составление технологической карты по каждому классу.
Стержневые линии ( из программы) | Ведущие знания (подлежат контролю) | Второстепенные знания (контролю не подлежат) | Сопутствующее повторение | Трудно изучаемые темы | Внутрипредметные связи | Межпредметные связи | Пути преодоления затруднений | Внутришкольный контроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Разработка модульной программы, ориентированной на достижение комплексной двухуровневой дидактической цели (КДЦ): первый уровень – усвоение учебного содержания учеником (что знать, что уметь, чему научиться), второй уровень – ориентация ученика на использование учебного материала на практике, а также при изучении учебного содержания в будущем.
- Выделение из КДЦ интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) и формирование модулей. Каждый модуль (тема урока) имеет свою ИДЦ. Совокупность достижений этих целей обеспечивает достижение всей КДЦ.
- Деление каждой интегрирующей дидактической цели на частные дидактические цели (ЧДЦ) с выделением учебных элементов (УЭ) – каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент.
В результате создается дерево целей, в соответствии с которым структурируется учебное содержание.
КДЦ Модульная программа
ИДЦ
ЧДЦ
Общие правила
- Обязательный поэтапный контроль: входной – проверка знаний, взаимопроверка, тестирование (на доске или на отдельных листах указываются правильные ответы) с последующим разбором ошибок; промежуточный и текущий – в конце каждого УЭ (цель - выявить уровень усвоения содержания модуля для последующей обязательной доработки); при освоении базового уровня выставляется зачет;
- доступность изложения содержания и методического материала;
- обязательное добавление к числу содержательных учебных элементов еще трех: УЭ0 – входного контроля; УЭ1 – цели модуля; УЭ(п-1), предпоследнего, - обобщения, вывода; УЭп , последнего, - выходного контроля.
Форма представления модуля
М | УЭ | Учебный материал с указанием целей и заданий, объявляемый учащимися | Комментарии для учащихся |
Требования к учебным заданиям
- Обеспечить 2-3 уровня сложности;
- Осуществлять проблемное обучение;
- Строить модуль комплексно: от восприятия до обобщения;
- Обязательно включать повторение изученного.
Требования к деятельности ученика
Ученик учится сам в зоне своего ближайшего развития; осуществляет самоуправление и взаимоуправление в ходе деятельности; учится обращаться к товарищам и к учителю; учится распределять свое время; осуществляет рефлексию по ходу учения и в комплексе каждого учебного занятия.
РЕКОМЕНДАЦИИ
При использовании модульной технологии обучения рекомендуется:
- Использовать бальную систему оценивания.
- Ввести графу «Комментарии для учащихся».
- Определить максимальное время выполнения каждого учебного элемента.
- Использовать «Карту контроля» с определением видов контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, тестовый контроль ).
Карта контроля
____________________ ___________ ________
Ф.И. ученика класс вариант
Тема урока
УЭ0 Входной контроль | УЭ1 Тестовый контроль | УЭ2 Взаимо-контроль | УЭ3 Само-контроль | УЭ4 Контроль Реш. задач | Итого баллов | Оценка |
ВЫВОДЫ
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Оно интегрирует в себе все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Сами учащиеся формулируют суть модульного обучения так: главное – то, каждый работает самостоятельно, имея возможность проконсультироваться у учителя, получить помощь товарища, в результате значительно глубже познается учебное содержание и, кроме того, все время можно себя контролировать.
Однако имеются и трудности, которые следует иметь в виду. Во-первых, необходимо быть уверенным в том, что эта технология поможет вам. Во-вторых, необходимо убедиться в том, что учащиеся готовы к самостоятельной учебно-познавательной деятельности (т.е. у них уже сформирован минимум знаний и общеучебных умений). В-третьих, школа должна иметь возможность размножения модулей, ибо они эффективны только в том случае, если каждый ученик обеспечен программой действий. В-четвертых, не следует сразу выходить с модулями на весь класс – сначала попробуйте на малой группе, это позволит оценить объем, структуру, уровень трудности содержания, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля и на этой основе внести коррективы. Наконец, нужно включать в модуль очень большой объем содержательной деятельности. Учащимся, особенно на первых уроках, не хватает времени, а учитель не задает темп работы.
Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек, что очень нравится и учащимся, и учителю.