Генерирование электрической энергии. Трансформаторы - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 163
  • Скачиваний: 8

Урок физики «Генерирование электрической энергии. Трнсформаторы» разработан по технологии модульного обучения

 

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

       Цель современной школы – обеспечить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения ученика и учителя в учебном процессе. В настоящее время этот процесс в массовой школе страдает неразрешимыми противоречиями между фронтальными формами обучения и индивидуальным усвоением знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологии обучения; между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения, способствующим развитию способностей и интересов ученика.

       ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ призвано: развивать склонности и познавательные интересы ученика, формировать навыки и умения, быть мотивированным, дифференцированным и практико-ориентированным, готовить к непрерывному образованию, инициировать самообразование. Все это интегрируется в модульной технологии обучения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

 

       Модульное обучение – это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе.

Основные особенности метода:

  • Базирование на деятельностном подходе к образованию (только то содержание усваивается прочно и сознательно, которое стало предметом активных действий ученика);
  • Опора на теорию развивающего обучения – определение зон развития ученика по Выготскому (зона актуального развития – нет затруднений в выполнении заданий; зона оптимального, ближайшего, развития – имеются трудности, которые ученик может преодолеть с какой-нибудь помощью). Знание зоны актуального развития позволяет повышать сложность заданий. Оценить зону развития ученика можно, давая, например, 4 задания различного уровня сложности. Если все задания выполнены самостоятельно, значит ученик находится в зоне актуального развития. Если для выполнения 4-го, самого сложного задания, он обратился за помощью, значит, находится в зоне ближайшего развития. При самостоятельном выполнении трех заданий учитель констатирует зону хорошей обученности, а при выполнении всего двух заданий – низкой. Всех учащихся необходимо комплектовать в группы, соответствующие зоне их ближайшего развития (3-4 группы в классе);
  • Использование программированного обучения: ход деятельности ученика строго программируется, плюс подключается самоконтроль, плюс используется мелкое деление учебного материала;
  • Поэтапное формирование умственных действий: на первом этапе ученик выполняет действия в материальном или материализованном виде (проговаривая их тихо); на втором – действия проговариваются в громкой речи; на третьем – проговариваются про себя, на четвертом – во внутренней речи;
  • четкое управление, переходящее в самоуправление;
  • проблемный подход;
  • Интенсивное обучение, что предусматривает продумывание нагрузки и разрядки во избежание перегрузок;
  • Обучение саморефлексии (как я работал, почему допустил ошибку, как работал в группе, кто наиболее компетентен в группе по этому вопросу – я?).

       С модульного урока ученик уходит, зная на каком уровне он усвоил материал, и  фиксируя в конце урока свою рефлексию в тетради:

ДЕЛО (что приобрел)

 

                             Я                                                       МЫ (работа в группе)

КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ:

  • завершенный информационный блок;
  • целевая программа действий ученика;
  • руководство деятельностью учащегося.

Роль учителя в этом процессе – управление мотивацией учения.

Последовательность действий учителя:

  1. Выделение в предмете стержневых линий курса (научных идей курса).
  2. Составление технологической карты по каждому классу.

Стержневые линии

( из программы)

Ведущие знания (подлежат контролю)

Второстепенные знания (контролю не подлежат)

Сопутствующее повторение

Трудно изучаемые темы

Внутрипредметные связи

Межпредметные связи

Пути преодоления затруднений

Внутришкольный контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разработка модульной программы, ориентированной на достижение комплексной двухуровневой дидактической цели (КДЦ): первый уровень – усвоение учебного содержания учеником (что знать, что уметь, чему научиться), второй уровень – ориентация ученика на использование учебного материала на практике, а также при изучении учебного содержания в будущем.
  2. Выделение из КДЦ интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) и формирование модулей. Каждый модуль (тема урока) имеет свою ИДЦ. Совокупность достижений этих целей обеспечивает достижение всей КДЦ.
  3. Деление каждой интегрирующей дидактической цели на частные дидактические цели (ЧДЦ) с выделением учебных элементов (УЭ) – каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент.

В результате создается дерево целей, в соответствии с которым структурируется учебное содержание.

 

 

КДЦ                               Модульная программа

           
           

 

 

 

 

ИДЦ

 

 

 

ЧДЦ

                               

 

     

 

 

 

 

 

Общие правила

 

       - Обязательный поэтапный контроль: входной – проверка знаний, взаимопроверка, тестирование (на доске или на отдельных листах указываются правильные ответы) с последующим разбором ошибок; промежуточный и текущий – в конце каждого УЭ (цель - выявить уровень усвоения содержания модуля для последующей обязательной доработки); при освоении базового уровня выставляется зачет;

        - доступность изложения содержания и методического материала;

        - обязательное добавление к числу содержательных учебных элементов еще трех: УЭ0 – входного контроля; УЭ1 – цели модуля; УЭ(п-1), предпоследнего, - обобщения, вывода; УЭп , последнего, - выходного контроля.

Форма представления модуля

 

М

УЭ

Учебный материал с указанием целей и заданий, объявляемый учащимися

Комментарии для учащихся

       

     

Требования к учебным заданиям

 

  • Обеспечить 2-3 уровня сложности;
  • Осуществлять проблемное обучение;
  • Строить модуль комплексно: от восприятия до обобщения;
  • Обязательно включать повторение изученного.

      

Требования к деятельности ученика

 

        Ученик учится сам в зоне своего ближайшего развития; осуществляет самоуправление и взаимоуправление в ходе деятельности; учится обращаться к товарищам и к учителю; учится распределять свое время; осуществляет рефлексию по ходу учения и в комплексе каждого учебного занятия.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

       При использовании модульной технологии обучения рекомендуется:

  1. Использовать бальную систему оценивания.
  2. Ввести графу «Комментарии для учащихся».
  3. Определить максимальное время выполнения каждого учебного элемента.
  4. Использовать «Карту контроля» с определением видов контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, тестовый контроль ).

Карта контроля

____________________         ___________      ________

    Ф.И. ученика                              класс            вариант

                                             Тема урока

УЭ0

Входной контроль

УЭ1

Тестовый контроль

УЭ2

Взаимо-контроль

УЭ3

Само-контроль

УЭ4

Контроль

Реш. задач

Итого баллов

Оценка

             

    

ВЫВОДЫ

 

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Оно интегрирует в себе все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Сами учащиеся формулируют суть модульного обучения так: главное – то, каждый работает самостоятельно, имея возможность проконсультироваться у учителя, получить помощь товарища, в результате значительно глубже познается учебное содержание и, кроме того, все время можно себя контролировать.

       Однако имеются и трудности, которые следует иметь в виду. Во-первых, необходимо быть уверенным в том, что эта технология поможет вам. Во-вторых, необходимо убедиться в том, что учащиеся готовы к самостоятельной учебно-познавательной деятельности (т.е. у них уже сформирован минимум знаний и общеучебных умений). В-третьих, школа должна иметь возможность размножения модулей, ибо они эффективны только в том случае, если каждый ученик обеспечен программой действий. В-четвертых, не следует сразу выходить с модулями на весь класс – сначала попробуйте на малой группе, это позволит оценить объем, структуру, уровень трудности содержания, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля и на этой основе внести коррективы. Наконец, нужно включать в  модуль очень большой объем содержательной деятельности. Учащимся, особенно на первых уроках, не хватает времени, а учитель не задает темп работы.

       Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек, что очень нравится и учащимся, и учителю.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: