Формирование учебной деятельности младших школьников средствами предмета Русский язык - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 69
  • Скачиваний: 19

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. Поэтому в современных условиях процесс учения определяется не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. 

Для начального образования на данном этапе развития общества приоритетным, в частности, является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов и умений. Отсюда возникает необходимость формирования способов деятельности, связанных с познавательной и коммуникативной деятельностью учащихся, создание условий для их самовыражения в процессе учебно-познавательной деятельности.

В стандартах предлагается системно-деятельностный подход, основой которого является деятельность обучающегося.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Основная идея деятельностного подхода в обучении связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.

Ориентация образования на «результат» тяготеет к такой форме взаимоотношений учителя и ученика, при которой делается акцент преимущественно на умственном развитии учащегося. Эта парадигма отвергает право учащегося на свободу выбора предметов по своему усмотрению. Учитель держится отчужденно и строго, его подход к ученикам сугубо деловой и профессиональный.

Ориентация же образования на «развитие» предполагает направленность на полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить.

Ребенок для учителя – субъект учебно-познавательной, воспитательной деятельности - видится как деятельностная целостность, как некое многообразие свойств, состояний, качеств, единство которых достигается в основных видах деятельности – в труде, общении, познании, в самообразовании своего внутреннего мира.

Реализация деятельностного подхода способствует формированию:

  • мышления через обучение деятельности;
  • системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Необходимо так организовать обучение, чтобы ученик на уроке не получал готовое знание, а «открывал» его в процессе собственной деятельности. Чтобы вовлечь учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, нужно продумать последовательность заданий, обеспечивающих эту деятельность ученика. Следовательно, по форме учебное содержание должно представлять систему учебных задач, каждая из которых несет строго определенную деятельностную нагрузку.

Использование моделей и алгоритмизация разбора частей речи помогает мне осуществлять деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе.

 

 

 

  1. Методическая разработка по теме

 

Урок русского языка

Тема: «Разбор глагола по составу»

УМК – «Школа 2100», 4 класс, 2 часть

 

Цель – сформировать и закрепить у учащихся представление о порядке разбора глагола по составу.

Задачи:

  • воспитывать коммуникативную культуру школьников;
  • расширить запасы знаний учеников по предмету и формировать лингвистическую компетенцию;
  • развивать и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;
  • прививать любовь к русскому языку;
  • прививать уважительное отношение к окружающим.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: