Формирование пространственного словаря у детей подготовительной группы с нарушением зрения - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 159
  • Скачиваний: 7

Ученными считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Уже с 4-5 месяцев (у большинства людей) зрение становится ведущим в познании действительности. В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности.

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве.

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. В последствии, мы можем выяснить, что пространственный словарь  у детей с ОВЗ нарушен значительнее, чем у детей с сохранным развитием.

Особенностями пространственного восприятия детей с нарушением зрения является:

  • Ограниченные возможности практической ориентировки
  • Затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений
  • Затруднения в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности.
  • Ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Многочисленные исследования Венгера Л.A., Гербовой В.В., Плаксиной Л.И.   показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется тифлопедагогом совместно с другими специалистами ДОО.

Только при точном использовании ребенком таких обозначений, как далеко-близко, слева- справа, впереди- слева/справа, сзади- слева/справа, обозначает дальние и ближние углы и т. д. можно утверждать, что ребенок адекватно отражает окружающее пространство.

На занятиях, в режимных моментах все действия детей с нарушением зрения по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями. Именно на основе проговаривания ориентиров, закрепленного в слове, у ребят создается обобщенный образ пространства.

Обучение ориентировке в пространстве включает ряд этапов.

Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий. Работа начинается с определения частей тела на себе, переходя к ориентировке в пространстве «от себя», «от предмета»; на плоскости листа; заканчивается ориентировкой по схеме изображенного пространства.

 Для обучения детей с нарушением зрения ориентировке в пространстве нужны специальные условия, такие как:

  • · Повышенный уровень освещенности помещения.
  • · Применение игрового и дидактического материала, отвечающего определенным требованиям:

- Игрушки должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов;

- Картинки и схемы с четким контуром изображений, без лишних деталей, доступные восприятию детей;

  • · Ограничение зрительной нагрузки для каждого ребенка
  • · Учет индивидуальных особенностей.

Далее я укажу приемы, которые необходимо использовать взрослому при проведении этих игр:

  1. Показ ребенку выполнения всего игрового действия.
  2. Подробные и четкие пояснения взрослого по ходу показа игрового действия.
  3. Поэтапное предъявление ребенку отдельных игровых заданий(по мере их выполнения).
  4. Четкие инструкции педагога, доступные пониманию ребенка.
  5. Оказание ребенку помощи различного вида:

а) совместное (частичное или в случае необходимости полное) выполнения действия;

б) повторение словесных инструкций;

в) моральная поддержка, поощрение действий ребенка.

Итогом совместной работы всех педагогов будет являться:

Успешность овладения детьми пространственного словаря, которая будет зависеть  от высокого уровня развития всех психических процессов, наглядно-образных представлений.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: