Ученными считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Уже с 4-5 месяцев (у большинства людей) зрение становится ведущим в познании действительности. В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности.
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве.
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. В последствии, мы можем выяснить, что пространственный словарь у детей с ОВЗ нарушен значительнее, чем у детей с сохранным развитием.
Особенностями пространственного восприятия детей с нарушением зрения является:
- Ограниченные возможности практической ориентировки
- Затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений
- Затруднения в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности.
- Ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Многочисленные исследования Венгера Л.A., Гербовой В.В., Плаксиной Л.И. показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется тифлопедагогом совместно с другими специалистами ДОО.
Только при точном использовании ребенком таких обозначений, как далеко-близко, слева- справа, впереди- слева/справа, сзади- слева/справа, обозначает дальние и ближние углы и т. д. можно утверждать, что ребенок адекватно отражает окружающее пространство.
На занятиях, в режимных моментах все действия детей с нарушением зрения по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями. Именно на основе проговаривания ориентиров, закрепленного в слове, у ребят создается обобщенный образ пространства.
Обучение ориентировке в пространстве включает ряд этапов.
Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий. Работа начинается с определения частей тела на себе, переходя к ориентировке в пространстве «от себя», «от предмета»; на плоскости листа; заканчивается ориентировкой по схеме изображенного пространства.
Для обучения детей с нарушением зрения ориентировке в пространстве нужны специальные условия, такие как:
- · Повышенный уровень освещенности помещения.
- · Применение игрового и дидактического материала, отвечающего определенным требованиям:
- Игрушки должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов;
- Картинки и схемы с четким контуром изображений, без лишних деталей, доступные восприятию детей;
- · Ограничение зрительной нагрузки для каждого ребенка
- · Учет индивидуальных особенностей.
Далее я укажу приемы, которые необходимо использовать взрослому при проведении этих игр:
- Показ ребенку выполнения всего игрового действия.
- Подробные и четкие пояснения взрослого по ходу показа игрового действия.
- Поэтапное предъявление ребенку отдельных игровых заданий(по мере их выполнения).
- Четкие инструкции педагога, доступные пониманию ребенка.
- Оказание ребенку помощи различного вида:
а) совместное (частичное или в случае необходимости полное) выполнения действия;
б) повторение словесных инструкций;
в) моральная поддержка, поощрение действий ребенка.
Итогом совместной работы всех педагогов будет являться:
Успешность овладения детьми пространственного словаря, которая будет зависеть от высокого уровня развития всех психических процессов, наглядно-образных представлений.