В соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (п.1.6.6): «в деле формирования общей культуры личности детей...» большое значение придается формированию «... инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка».
Самостоятельность ребенка проявляется в первую очередь в овладении навыками самообслуживания и элементарного бытового труда.
Большое значение развитию самостоятельности у дошкольников придавала известный итальянский педагог М. Монтессори, с использованием элементов которой я работаю уже более 17 лет.
М.Монтессори считала, что дети должны научиться быть самостоятельными, поэтому их нужно учить навыкам практической жизни: застёгивать пуговицы и ремни, завязывать банты и шнурки, чистить ботинки, мыть руки и т.д.; заботиться об окружающей среде, сохраняя её в чистоте, а также ребенок должен знать основы культуры поведения.
В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает и хозяйственно бытовой труд с соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке.
Этот труд дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, оказать помощь товарищу.
Дети активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.
Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка, дают ему возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.
Обычно, от родителей наши дети слышат: «Ты ещё маленький», «Подрастёшь, тогда и будешь всё делать сам», «Дай, я сделаю быстрее» и так далее. Тем самым они, по словам М.Монтессори, наносят «прямой вред, так как этим можно заглушить их (детей) полезную, самостоятельную деятельность». В нашей группе ребенок слышит: «Ты уже взрослый и вполне можешь справиться с этой задачей сам».
Развивающая среда в группе организована таким образом, чтобы поощрять детей к самостоятельности: рамки с разнообразными видами застежек и шнуровок помогают обходиться без помощи взрослых при одевании; наличие предметов домашнего обихода (посуда, щетки, швабры, тряпочки и так далее) знакомят детей и дают им возможность включиться в различные виды хозяйственно-бытового труда.
В группе приняты правила «Поиграл- убери на место», «Намусорил- подмети» и другие.
При подобной организации развивающей среды дети привыкают с раннего возраста соблюдать порядок в одежде, помещении. Выполнение трудовых действий для них становится естественным процессом, дети напоминают друг другу об аккуратности, в процессе одевания помогают малышам застегнуть или завязать какие-либо предметы одежды.
Положительная динамика результатов тестирования усвоенных на конец года навыков детьми нашей группы показывает, что правильная организация условий предметно-развивающей среды способствует формированию у детей основ самообслуживания и элементарного хозяйственно-бытового труда.
Используемая литература:
1. Дмитриева В. Методика Марии Монтессори или Помоги мне это сделать самому; М.: ООО «Издательство «Сова», 2005г.;
2. Монтессори М. Разум ребенка, М.: Изд.дом «Грааль», 1997г.
3. Монтессори-материал. М.: Росс.Монтессори-Центр: Мастер, 2002г
4. Сумнительный К. Как помочь ребенку построить себя?, М.:2001г.