Тема моего занятия: Этническая мозаика России.
Национальный состав России в курсе «География» изучается в 9 классе и на него отводится только 1 урок. Но тема этнического состава РФ в настоящее время актуальна. Даже на уровне правительства нашей страны на нее обратили внимание, и уже в течение двух лет в нашей стране проводится этнографический диктант. В 2017 году я являлась куратором площадки БЭД и столкнулась с тем, что многие задания диктанта очень сложны не только для детей, но и для взрослых. Участники диктанта не всегда ориентировались в вопросах, порой не знали даже элементарные сведения, связанные с этническим составом России. Именно поэтому сегодня на мастер-классе я предложила, как по определенной системе можно готовиться к участию во Всероссийской акции БЭД, участниками которой можете стать и вы, уважаемое жюри.
Цель занятия: Образовательная: расширение знаний обучающихся о национальном составе России, о языковых семьях, о национально-территориальных образованиях, о культуре и традициях разных народов нашей страны.
Развивающие: способствовать развитию умения обобщать полученные знания, систематизировать их.
Воспитательная: воспитывать уважение к другим народам и их культурам, формирование положительного интереса к культуре других народов.
Эти цели реализовывались через решение следующих задач:
- организовать и направить познавательную деятельность на реализацию основных целей;
- повысить интерес к изучаемому предмету;
- актуализировать опорные знания и умения.
В ходе мастер-класса я использовала прием составление ментальной карты (интеллект-карты) – это удобный способ структурирования информации, когда в центр листа помещается главная тема, а связанные с ней понятия - вокруг в виде древовидной схемы.
Основой содержания занятия явился материал Большого этнографического диктанта 2016 и 2017 годов. В ходе работы мы выделили 3 основных блока заданий диктанта – это язык, территория и культура; обобщили и расширили знания по данным блокам и рассмотрели конкретные вопросы, связанные с ними.