Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении
темы «Древний Египет».
Ход урока сопровождается презентацией.
Используется игровая технология (урок-путешествие).
Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал по теме.
Планируемые результаты:
предметные - закрепление темы «Древний Египет»;
метапредметные - развивать умение работать с текстом, иллюстрациями, картой, работать в группах, выделять главное, развивать умение проводить сравнительный анализ, делать выводы, обобщать, способствовать формированию познавательного интереса;
личностные - формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: урок-путешествие
Технология: игровая
Оборудование: карта «Древний Египет», учебник, тетради, презентация, электронное
издание «Всеобщая история», пазл сфинкса.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята, я слышала, что есть такие компьютеры, в которые достаточно заложить данные о дне, месяце и годе возникновения интересующей нас страны, и мы попадем туда. Хотите отправиться в путешествие? А в какую страну мы отправимся сегодня, узнаем из стихотворения.
На континенте африканском,
Правей, где северо-восток,
На расстоянии гигантском,
Лежит почти один песок.
Почти безжизненно пространство
В тех удивительных краях,
Там фараонов было царство
В давным-давно минувших днях.
И как страна вот та зовется?
Что в тех краях лежит давно
Там нет дождей, там много солнца,
Там в Гизе много пирамид.
Загадок тысячи там странных
Среди безжизненных пустынь,
Они везде среди барханов-
Свой взгляд куда только ни кинь.
Итак, о какой стране идет речь? (Египет)
А что это за страна, где она находиться?
Закройте глаза. Мы перенесемся в Древний Египет.
Звучит мелодия и на ее фоне учитель говорит: сказочное путешествие в Египет доступно в любое время года. Туристы всегда рады окунуться в прозрачные воды Красного моря, полюбоваться на красочные кораллы и погрузиться в тайны египетских пирамид.
Страна уникальна не только своей богатой историей, но и экзотической флорой. Лето царит круглый год, теплое море, широкие песчаные пляжи оставят неизгладимое впечатление в душе каждого туриста (открывают глаза).
Ребята, вот мы и в Египте. А кто мне скажет, почему мы оказались с вами именно в этой стране? (Ответы детей)
Правильно, на протяжении нескольких уроков вы изучали историю этой страны. А как вы думаете, что же мы сегодня будем делать в этой стране, если вы уже познакомились с этой страной, как же будет называться наш урок – путешествие? (ответы детей)
Правильно. Мы будем обобщать, закреплять наши знания по данной теме, путешествуя по стране, приобщаясь к ее культуре, продолжим развивать навыки анализа, делать выводы.
- Тестирование по вариантам
- А теперь разделимся на 2 группы по желанию
Перед тем как начать наше путешествие, я выдам некоторым ребятам задания, в которых они должны будут рассказать нам о том , как жили ремесленники и земледельцы, вельможи и фараоны в Древнем Египте.
- Итак, начинаем наше путешествие.
- Первая станция – Картово.
- Покажите на карте, и объясните, где располагалось древнее государство Египет? (Египет располагался в северо – восточной части Африки, по берегам Нила – от первого порога до Средиземного моря).
- Покажите на карте, где находится река Нил?(В северо – восточной Африке протекает одна из самых больших рек в мире – река Нил, которая берёт своё начало в центральной Африке и впадает в Средиземное море).
- Покажите дельту реки Нил? (Прежде чем отдать свои воды Средиземному морю, река Нил распадается на несколько рукавов. Эту часть страны древние египтяне назвали дельтой, потому что она напоминала перевёрнутую букву «дельта»).
- Как называлась первая столица Древнего Египта?
(Первой столицей Древнего Египта был город Мемфис).
- Покажите на карте, где была расположена первая столица Древнего Египта?
(Мемфис располагался в северо-западной части Египта).
- Покажите территории, куда совершали свои походы фараоны Древнего Египта?
(Во время военных походов фараонов Древнего Египта, были захвачены в Азии страны к северо-востоку от Египта – территории Палестины, Сирии, Финикии, Синатского полуострова, которые были богаты залежами медной руды; на юге Африки территория Нубии, которая славилась золотыми рудниками; на западе территории ливейских племён).
- Покажите территорию Египетского царства во время правления фараона Тутмоса III. (При нём граница Египта в Азии доходила до реки Евфрат, а в Африке – до четвёртого порога Нила).
- Покажите на карте, где строились пирамиды?
(Пирамиды строились на западном берегу реки Нил, на границе с пустыней).
- Случайно ли было выбрано место на западе, для строительства пирамид?
(Неслучайно, запад по представлению египтян являлся страной смерти, так как на западе умирало солнце, заходя за горизонт).
- Назовите, кому и когда была построена самая большая пирамида?
(Самая большая пирамида была построена в 2600 г. до н. э., фараону Хеопсу).
Итак, на этом этапе исторического маршрута мы с вами выяснили, где располагалось государство Древний Египет.
- Вторая станция – Рассказово.
На втором этапе исторического маршрута мы с вами послушаем рассказы ребят о том как жили разные классы в Древнем Египте.
- Рассказ о жизни ремесленников и земледельцев.
- Рассказ о жизни вельмож и фараонов.
Итак, какой можно сделать вывод из рассказов ребят?
(В Египте существовало неравенство, ремесленники и земледельцы содержали вельмож и фараонов)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ребята, встаньте, пожалуйста.
- 1 упражнение: покажите путь лодки бога Амона-Ра по небосклону.
- 2 упражнение: покажите необходимое положение весов на суде Осириса.
- 3 упражнение: покажите обязательное движение, которое жрец делал в конце обряда, выходя из храма.
- Третья станция – Загадкино.
На этом этапе нашего исторического маршрута по Древнему Египту, вы попробуете отгадать загадки.
Фараон Он был царем. Потом завоевал Египет. И стал хозяином корон, Повелевать стал всеми ... | Вельможи У всесильного владыки Слуги есть. Есть и враги. Знати скажет он: «Служи! Местом службы дорожи!» И советников назвали Фараоновы.. |
Папирус В долинах Нила вырос он, И солнцем и водой взращен. Его с трудом в Египте рубят, Кладут затем все вместе в ряд. И получался замечательный расклад. Что это? Поспеши назвать. | Пирамида Не один год, не один раб Ее строили затак. Чтобы фараон спокойно Мог в загробном мире жить И музейным экспонатом Человечеству служить. |
Египет На нильских берегах она была, Богатой и цветущею слыла. И ею фараоны управляли, Восстание рабов здесь подавляли. Назови, что за страна. В мире есть сейчас она. | Мумия В Египте умер человек, И труп его хранили век. Тело обработают, Бинтами замотают. Назови, что это было, Долго всем оно служило. |
- Четвёртая станция – Пазлово.
Это чудное созданье
Сделано нам в назиданье
Египтянами давно.
Славится века оно.
Пирамиду охраняет,
Видом всех своим пленяет.\ сфинкс\
Команды собирают совместно пазл- сфинкс на фоне пирамид.
Ребята скажите, а что вы собрали? Сффинкс. А что это такое? (Каменная фигура с телом льва и головой человека)
- Рефлексия и выставление оценок.
Ребята, в завершении нашего урока, чтобы подвести итог, я предлагаю вам по очереди высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- Подведение итогов урока.
Древнеегипетское государство погибло, но его культурное наследие не исчезло. Достижения египетских ремесленников и жрецов – ученых были усвоены соседними народами. И сейчас мы пользуемся многими из них. Делим год на 365 дней, как это делали египтяне, знаем, что кроме звезд есть планеты, которые меняют свое положение среди звезд в зависимости от времени года – это обнаружили египтяне. Они умели предсказывать затмения Луны и Солнца.
Они изобрели арифметику дробей и геометрию многоугольников. Даже некоторые древнеегипетские имена в ходу у современных народов: Сусанна (лотос), Таисия (земля богини Исиды), Сидор (дар Исиды). Большая часть египетского наследия дошла до нас благодаря другим древним народам – грекам и евреям.
На этом ваше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Вы отправитесь в другие земли, и следующее на пути – Древнее Двуречье.
Хочется отметить, что никто из учеников не отнёсся к работе равнодушно, и если у кого-то не все получилось – не огорчайтесь! Дорогу осилит идущий!