Урок «открытия» новых знаний по теме:
«Древнейший Рим»
5 класс
Масошина О.А. учитель истории
и обществознания
«БОУ ОО Мезенский лицей»
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС
(Урок «открытия» нового знания)
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||
Предмет – История | Класс - 5 | |||||
Тема урока – Древнейший Рим | ||||||
Цели: - сформировать представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; - способствовать ознакомлению с историей возникновения Древнего Рима и системой управления на ранних стадиях его развития; - продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными, личностными результатами; | ||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
- учащиеся смогут, работая с исторической картой: определять местонахождение и природные условия Рима, находить моря, реки, горы и на основе природных условий определять основные занятия жителей - смогут давать определения историческим терминам: Апеннинский полуостров, латины, весталка, Веста, Марс, ликтор, Рем, Ромул, сенат, патриции, плебеи. - сформулируют и назовут основные элементы системы управления в древнем Риме. | Регулятивные УУД: - примут участие в планировании собственной деятельности на уроке; - самостоятельно оценят достигнутые результаты. Познавательные УУД: - продолжат формирование умений работать с различными источниками информации (с текстом учебника, с картой, презентацией): - извлекать необходимую информацию из текста учебника, из прослушанного рассказа, наглядного материала; - находить информацию и преобразовывать ее в таблицу; - научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование; - сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме. Коммуникативные УУД: -примут участие в обсуждении в ходе работы в малой группе. | - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - умение выражать свое отношение к героям, событиям. | ||||
Словарь урока: латины, весталка, ликтор, сенат, патриции, плебеи Даты: 753 год до н. э. – основание Рима. | ||||||
Ресурсы урока: · компьютер, мультимедийный проектор, презентация; · учебник, рабочая тетрадь; · рабочие листы с заданиями для групп и индивидуальной работы; | ||||||
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
Этап урока (+время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1 этап. Орг. Момент. 1 мин. | Проверка отсутствующих в классе, проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя для совместной деятельности на уроке. | |||||
2 этап. Актуализация знаний 4-5 мин. | - На уроках истории в этом году мы с вами познакомились с историей разных стран. И сегодня мы продолжим с вами путешествовать по странам древнего мира. А для того, чтобы посетить следующую страну, я предлагаю вспомнить, в каких странах мы уже побывали, отгадав мои загадки. На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Междуречье, Финикия, Македония, Апеннины. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука. За правильный ответ учащиеся получают жетончик. На нильских берегах она была, (Египет) Расскажите-ка, ребята, (Междуречье) На восточном побережье (Финикия) Чтоб землю с севера обезопасить, (Китай) Был он сильным, нужен был (Педагог. Греция.) | - Поднимая руку, отгадывают загадки. Один из учащихся снимает угаданные слова у доски. Один из учащихся снимает угаданные слова у доски. | ||||
3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) 4-5 мин. | У нас осталось слово - Апеннины. Как вы думаете, что может означать этот термин? Представляет первый слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией. По желанию вызывает к карте ученика и предлагает определить местоположение Апеннинского полуострова. Показывает второй слайд презентации и поясняет, что на Апеннинском полуострове расположена страна - Италия. Задаёт вопрос: Определите в какой части Италии находится Рим? Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране? Слайд №3. Как вы думаете, почему на этом слайде размещена среди других фотография скульптуры волчицы и детей? Задаёт вопрос: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? | Выдвижение различных версий. Отвечают по ходу презентации на вопросы: 1) На каком материке расположен Апеннинский полуостров? 2) В какой части Евразии находится Апеннинский полуостров? 3) Что такое полуостров? Определяет местоположение Апеннинского полуострова. Остальные работают с атласами. Хором отвечают, где находится север, юг, восток, запад. Определяют местоположение Рима. Предположительно (Рим – это государство, жил Цезарь, правил Нерон, фильмы про Рим, гладиаторы, римские легионеры и т.д.) Учащиеся высказывают предположения. Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь. | ||||
Тема урока - запись на доске: "Древнейший Рим". Проблема (запись на доске): "Какая легенда Рима связана со статуей волчицы и детей?" | ||||||
4 этап. Целеполагание и планирование 3-4 мин.
| Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? (ответить на вопрос?) Вспомните с чего мы начинаем знакомство с новой страной? (Где находится, природные условия). Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты. План урока (слайд № 5). 1. …….. 2. Основание Рима 3. …. 4. Управление Римом Учитель демонстрирует Слайд № 6 с полным планом урока. 1. Где находится Рим (географическое положение), природные условия. 2. Основание Рима. 3. Занятия древних римлян. 4. Управление Римом. Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке. Каков будет результат нашего урока? | Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают версии). Называют источники информации: рассказ учителя, учебник, атласы, географические карты, презентация. Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим. | ||||
5 этап. 20 мин.
| Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление. | |||||
Вопрос 1. Где находится Рим (географическое положение), природные условия.
| - Разделитесь на группы по четыре человека. Представьте себя в роли исследователей, которые получили задание определить: 1) местоположение древнего государства; 2) его природные условия; По обозначенным критериям вам предстоит исследовать Древний Рим и сравнить его с Древней Грецией. Затем мы сравним полученные характеристики. Работая над заданием, пользуйтесь картой в учебнике (стр.115, 213), вступительной статье к параграфу 44 и представленной информацией на слайде №2. По ходу выполнения задания составляется сравнительная таблица в рабочих листах. (Приложение №1) Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7) Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество. Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.
| - Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карта). - Работают в малых группах над решением учебной задачи. - Фиксируют в рабочих листах (для группы) свое «открытие». - Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. - Оценивают правильность своих выводов, решений. - Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. - Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике. - Вступают в диалог. - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме и т.д. Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда №8. Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии - теплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество. Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины. | ||||
Вопрос 2. Основание Рима.
| Древний Рим – это государство, которое было одним из величайших империй древности. Ее культура и традиции распространились на все захваченные территории, величественная римская архитектура и скульптура до сих пор поражает своим великолепием. Все страны средневековой Европы старались достичь величия Рима, правители возводили свои родословные к римским императорам (слово царь от цезарь) и теперь узнаем как же все начиналось. Для этого давайте обратимся к карте учебника на стр. 213 и посмотрим какие племена населяли Италию? Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. (слайд № 9) Задание: прочитайте легенду об основании Рима п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова. Проверка записей (2-3 ученика зачитывают) Вопрос к классу: Где мы уже встречали подобные события: А) два брата, младший завидует старшему Б) брошенные в реку дети (ребенок) Задание: Глядя на список ключевых слов, давайте по цепочке воспроизведем легенду об основании Рима. (Прием "Продолжи" - каждый ученик говорит только одно предложение). - Какие новые слова вам встретились при чтении учебника? Что они означают? Запишите в словарь их расшифровку (Слайд № 10): - Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой? Ответить с помощью текста учебника на стр. 215 "Почитание Весты и Марса". Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий… | Работают с картой учебника, отвечают на вопрос учителя (Этруски, самниты, умбры, галлы, апулы, латины). Индивидуальная работа с текстом учебника: -анализируют информацию, оформляют письменно ответ; - презентуют свои ответы; - выслушивают ответы других; - дополняют ответы. Отвечают на вопросы учителя: (Египет - Осирис и Сет) (Египет - Моисей) - выполняют учебные действия по алгоритму. Находят информацию в учебнике, делают запись в тетради: весталка - жрица богини Весты, ликторы - воины, сопровождающие царя. Находят информацию в учебнике, высказывают свои ответы на вопрос учителя. -анализируют задание, оформляют письменно ответ в тетради. Сверяют свой ответ Слайд № 11(2769)
| ||||
Вопрос 3. Занятия древних римлян. | В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной. А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12-13 или рис на стр.216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №14) (прием "Дешифровщик") Вопросы классу: -Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне? -Какие породы скота они разводили? - Какими ремеслами занимались? - Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить? | Работают с изображением учебника, презентации, анализируют информацию. Формулируют мнение и аргументируют ответ. Отвечают на вопросы учителя: - ячмень, пшеницу, виноград, лён. - рогатый скот, свиней, коней, ослов. - кузнечным делом, ткачеством, гончарным. - Кто управлял Римом | ||||
Вопрос 4. Управление Римом. | Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №16) Задание. Прочитайте текст на стр. 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз. и ответьте на вопросы: - Кто участвовал в управлении Римом? - Какие органы управления были? -Кому принадлежала высшая власть? -Назовите функции Народного собрания. - Чем отличаются патриции от плебеев? | Находят информацию в учебнике, делают запись в тетради: - анализируют вопросы; - формулируют собственное мнение; - аргументируют ответ. | ||||
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) 3-4 мин. | Выполняем задания в рабочем листе: Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины. Слайд № 17-22. - Задание № 1. Вставьте пропущенные слова. а) В управлении Римом принимали участие только..... б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался...... в) Высшая власть принадлежала ..... г) По легендам, Римом правили ..... царей, последнего звали..... д) Знаками царской власти были ..... Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос Задание № 2. Загадки (1 б.): Чтоб Италию на карте Отыскать в короткий срок, Запомни, нужно полуостров Найти, похожий на... (сапог)
Конечно, путь туда не близкий, На полуостров ...(Аппенинский)
Довольно труднопроходимы Крутые горы ... (Аппенины)
Там, где Тибр полноводный Течет в зеленые долины, Селились в древности глубокой Трудолюбивые ... (латины)
До сей поры в музее Римском Ей даже памятник хранится. И как же тут не удивиться, Что малышей спасла ... (волчица) Ромул дал Названье месту, Это потому, что им Был основан город ... (Рим) Задание № 3. Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима(3 б.): а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По Предлагает подвести итоги викторины | После заданного вопроса оценивают свои ответы, поднимая смайлики: желтый – знаю ответ; синий – не знаю ответ Записывают в тетрадь: плюс - если ответ правильный, минус - если ответ не правильный Подводят итоги викторины: за 9 плюсов – 5 баллов, за 8 плюсов – 4 балла, за 5 плюсов – 3 балла | ||||
7 этап. Рефлексия и оценивание 3-4 мин. | Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока? Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке | Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты. Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики: желтый – я все усвоил, могу поделиться знаниями; зеленый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать; синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы. | ||||
8 этап. Домашнее задание (2 мин.) | Домашнее задание:
По желанию – рисунок по легенде об основании Рима. | Записывают домашнее задание в дневник. | ||||
Источники и литература:
- Вигасин А.А. , Годер Г.И. Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2013.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». М.: Просвещение, 2014.
- Гаспаров М.Л. Капитолийская волчица. Рим до Цезарей / М.Л. Гаспаров. – М., 2008.
- Древний мир: книга для чтения по истории / под ред. В.П. Будановой. – М., 2006.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Древнего_Рима
- http://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=282Возникновение Рима.
Приложение № 1
Рабочий лист
Дополнительный материал
Древняя Италия. Древний Рим. Эта страна находится на Апеннинском полуострове, с 3-х сторон окруженном морями. От остальных земель Европы эту страну отделяют высокие горы Альпы. Они защищают страну от северных ветров, поэтому климат на полуострове мягкий и тёплый. Самыми крупными реками этой страны являются Тибр, По и Арно. Южная часть этой страны богата прекрасными пастбищами, где местные жители пасли свой домашний скот. В переводе с греческого языка название этой страны переводится «страна телят». | |
Задание составить сравнительную таблицу.
Линия сравнения | Рим | Греция |
Местоположение | ||
Рельеф | ||
Горы | ||
Климат | ||
Моря | ||
Реки |
Верный вариант.
Линия сравнения | Рим | Греция |
Местоположение | Аппенинский полуостров | Балканский полуостров |
Рельеф | Долины, равнины, пригодные для жизни, холмистые местности | Рельеф горный, мало равнинных мест |
Горы | Альпы | Олимп |
Климат | Мягкий и теплый, благоприятный для жизни | Жаркий |
Моря | Омывается Адриатическим, Тиренским и Ионическими морями | Омывается Эгейским и Ионическим морями |
Реки | Тибр | Мелкие реки, пересыхающие в жару |