Как и при постановке любого другого звука, логопедическое воздействие условно можно разделить на три основных этапа, каждый из которых преследует вполне определенную цель:
- Постановка звука
- Автоматизация звука
- Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним.
На первом этапе ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.
Во многих случаях к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребенок не может придать своему языку или губам необходимое положение. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается преимущественно в артикуляционной гимнастике.
Выбираем те упражнения, которые помогут ребенку поднимать язык к верхним зубам, поскольку для нормальной артикуляции звука л необходимо научить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Специальные артикуляционные упражнения для постановки звука л и ль
«Почистим верхние зубки» (Ребенок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по верхним резцам сверху вниз).
«Парус» (Под счет взрослого: «Раз, два, три, четыре, пять- можно парус поднимать», ребенок удерживает кончик языка за верхними зубами. Под счет «Раз, два, три, четыре, пять- можно парус опускать» язык опускается, рот закрывается.
«Кошка лакает молоко» (Имитация лакательных движений под счет взрослого «Раз, два, три, четыре, пять- мы как кошечки опять»).
«Индюк-болтун» (Водим широко распластанным языком по верхней губе, как бы поглаживая ее).
При двугубном или губно-зубном произнесении нужно научить ребенка держать губы нейтрально, как при произнесении звука а. Можно удерживать губы в таком положении под счет. Можно при выполнении упражнения «Кошка лакает молоко» или «Быстрая змейка», когда язык нужно то высовывать изо рта, то убирать его назад. Но при этом обращать внимание уже не на язык, а на положение губ. Губы при выполнении этих упражнений не работают.
После проведения необходимой подготовительной работы переходят непосредственно к постановке звука. Самый простой способ – постановка по подражанию. Просим ребенка зажать зубами кончик языка и произнести звук ы. Сравниваем этот звук, например, с гудением самолета.
Многим детям этого достаточно. Если у ребенка вместо л получается ль, тогда вместо ы произносим а. В этом случае спинка языка не будет приподниматься кверху, а значит, звук не будет смягчаться.
Иногда звук л звучит назализовано. В этом случае поможет произнесение на твердой атаке голоса, резко. Или при произнесении л делаем воздушную струю утрированно шумной, чтобы было легче контролировать воздушную струю, проходящую через рот. Иногда помогает закрыть ноздри.
Если требуется поставить звук ль, то надо попросить ребенка постучать кончиком языка по переднему краю неба и спеть песенку «ля-ля-ля», затем «ли-ли-ли, ле-ле-ле, ле-ле-ле, лю-лю-лю». Губы при этом чуть-чуть «улыбаются».
Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к автоматизации, то есть обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи.
Автоматизация звука л ведется в следующей последовательности: автоматизация звука в обратных слогах (ал, ол, ул, ыл), затем в прямых- ла, ло, лу, лы, далее в слогах со стечениями согласных, потом в словах (кстати, в альбомах по автоматизации звуков слова даются в той же последовательности, что и слоги, чтобы поставленный звук находился в позиции обратного слога- зал, вокзал, стол, вол, балкон и т.д. Но для детей с фонематическим нарушением легче выделить и произнести новый звук, когда он находится в начале слова, пусть и в прямом слоге. Поэтому целесообразнее обучать сначала произносить поставленный звук в начале слова, затем- в конце и потом в середине слова). Далее вводим звук л в словосочетания, предложения, в тексты и в связную речь ребенка.
Когда же мы имеем дело со звуковыми заменами, то необходима специальная работа. Именно этому и посвящен третий этап работы «Дифференциация смешиваемых звуков».
Работу по различению смешиваемых звуков начинают уже в подготовительный период и в период постановки звука. Уже тогда его внимание привлекают к различному положению губ и языка и к различной по своему характеру струе речевого выдоха при артикуляции смешиваемых им звуков. Отмечают и разное звучание этих звуков (л- самолет гудит, р- тигр рычит). Обычно дети путают л-р, ль-й.
Переход к этапу дифференциации может быть начат лишь тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании.
Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Сначала смешиваемые звуки дифференцируются в самых разнообразных типах слогов, затем в словах, предложениях и связных текстах, включающих оба смешиваемых звука.
Для того чтобы облегчить ребенку задачу дифференциации фонем или на этапе автоматизации, когда ребенок не может выделить новый звук из слова, на первых порах я использую «подсказку рукой»: если в произносимом слове есть р- моя рука показывает вверх и язык ребенка поднимается вверх, если в слове л- пальцы моей руки немного опускаются вниз и язык ребенка тоже. Потому что язык при произнесении звука л хоть и находится наверху, но кончик должен опуститься вниз, иначе получится мягкий ль. Например, (показ) лак-рак, ложки-рожки,
Встал Илья на тонкий лед
И хотел пойти вперед.
Или на этапе автоматизации рука в кулаке означает, что звука л пока нет, как только рука занимает выше названное положение – язык ребенка тоже. Например, (показ) ложка, малыш, стол.
Такова последовательность логопедической работы по коррекции звука л у детей.
Книги для автоматизации и дифференциации звуков в речи можно использовать любые.