ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая адаптивная программа по чтению составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. От 07.06.2017) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г.).
- Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г.№ 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643).
- Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
- Основной адаптированной образовательной программы начального общего образования МБОУ Задоно – Кагальницкая СОШ на 2019-2020 учебный год.
- Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой . Предлагаемая программа ориентирована на учебник » С. Ю. Ильина, 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
- Учебно-методического комплекта Автор: С.Ю. Ильина. Чтние 4 класс, (Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы). В 2 ч.- 4-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 2019г.
Цели программы обучения:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора;
- коррекция и развитие познавательной и речевой деятельности;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основными задачами обучения чтению в 4 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Содержание учебног предмета «Чтение»
Чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
Место предмета в учебном плане и учебном процессе
На изучение предмета выделяется 170 часа, по 5 ч в неделю. (в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Задоно-Кагальницкая на 2019 – 2020 учебный год будет проведено 166 часов, программа будет выполнена за счёт уплотнения учебного материала)
Количество часов в год – 166.
Количество часов в неделю – 5.
Количество часов в I четверти – 40.
Количество часов во II четверти – 39.
Количество часов в III четверти – 50.
Количество часов в IV четверти –37
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | «Школьная жизнь» | 14 |
2. | «Время листьям опадать» | 19 |
3. | «Делу- время, потехе- час» | 10 |
4. | «В мире животных» | 15 |
5. | «Жизнь дана на добрые дела» | 11 |
6. | «Зима наступила» | 25 |
7. | «Весёлые истории» | 12 |
8. | «Полюбуйся, весна наступает» | 16 |
9. | «В мире волшебной сказки» | 15 |
10. | «Родная земля» | 13 |
11. | «Лето пришло» | 16 |
Итого: | 166 часов | |
Тематическое планирование.
№ | Тема раздела | Содержание раздела | Количество часов |
1 | «Школьная жизнь» | Рассматривание иллюстраций. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Определение эмоционального состояния героя. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Пересказ текста по картинкам. | 14 |
2 | «Время листьям опадать» | Определение признаков времени года по иллюстрации. Установление причинно-следственных связей на основе анализа иллюстраций. Формулирование элементарных суждений. Уточнение названий перелетных и зимующих птиц. Эмоциональная оценка стихотворения. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Определение общей темы текста. Пересказ текста по опорным вопросам. | 19 |
3 | «Делу- время, потехе- час» | Самостоятельный рассказ по картине. Продолжение рассказа по аналогии. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение слов с опорой на текс. Ответы на вопросы словами текста. Инсценировка игр. Пересказ текста по картинному плану. | 10 |
4 | «В мире животных» | Называние животных изображенных на иллюстрации. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Элементарная оценка поступков героев. Рассказывание сказки с опорой на картинный план. Ответы на вопросы словами из текста. Составление рассказа о домашних животных. Выражение собственного отношение к домашним животным. | 15 |
5 | «Жизнь дана на добрые дела» | Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение собственного отношения к главному герою. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Словесное рисование. Объяснение образного выражения. Сравнение поступков двух героев. Осмысление понятия «добрый (хороший) поступок». | 11 |
6 | «Зима наступила» | Выбор к иллюстрации подходящего заголовка. Графическое иллюстрирование. Объяснение образных выражений. Выразительное чтение. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассказывание сказки по картинному плану. Узнавание предметов по образным сравнениям. Разгадывание загадок. Заучивание стихотворения наизусть. Словесное рисование. Свободные высказывание о зимних праздниках. | 25 |
7 | «Весёлые истории» | Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение слов с опорой на материал учебника и иллюстрации. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Определение основных черт характера героев. Установление причинно-следственных связей. Формулирование элементарных суждений и доказательств. Рассказывание сказки по иллюстрации и готовому плану. Выборочный пересказ. Словесное рисование. | 12 |
8 | «Полюбуйся, весна наступает» | Понимание мотивов поступков героев. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Свободные рассказы о весенних птицах заучивание стихотворения наизусть. Графическое рисование. Объяснение пословиц. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного рассказа. Описание растения на основе иллюстрации и прочитанного текста. | 16 |
9 | «В мире волшебной сказки» | Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из сказки. Анализ содержания иллюстрации. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Словесное рисование. Пересказ текста на основе готового плана. Эмоциональная оценка текста. Ответы на вопросы по содержанию текста. | 15 |
10 | «Родная земля» | Рассматривание иллюстрации: ответы на вопросы по ее содержанию. Объяснение смысла пословиц о родине. Заучивание наизусть пословицы. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Формулирование элементарных суждений и доказательств. Выразительное чтение. Установление причинно-следственных связей. | 13 |
11 | «Лето пришло» | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассматривание сюжетной картинки: определение ее содержания. Заучивание наизусть. Объяснение образного сравнения, использованного в стихотворении. Определение черт характера героя рассказа. Выразительное чтение. | 16 |
Всего | 166 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата урока | Тема |
1 четверть | ||
«Школьная жизнь!» | ||
1 | 02.09 | По Н.Носову «Скоро в школу». |
2 | 03.09 | Э.Мошковская «Жил – был учитель». |
3 | 04.09 | М.Пляцковский «Чему учат в школе». |
4 | 05.09 | По Ю.Ермолаеву «Поздравление». |
5 | 06.09 | По Е.Шварцу «Как Маруся дежурила». |
6 | 09.09 | По Е.Ильиной «Шум и Шумок». |
7 | 10.09 | В.Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок». |
8 | 11.09 | По Л.Каминскому «Три желания Вити». |
9 | 12.09 | В.Берестов «Читалочка». |
10 | 13.09 | По М.Бартеневу «Зарубите на носу». |
11 | 16.09 | Загадки. Обобщение по теме: «Школьная жизнь» |
12 | 17.09 | Проверь себя! |
Время листьям опадать | ||
13 | 18.09 | Н.Антонова «Желтой краской кто-то…». |
14 | 19.09 | По Н.Абрамцевой «Осенняя сказка». |
15 | 20.09 | Е.Благинина «Подарки осени». |
16 | 23.09 | По Л.Воронковой «Лесные подарки». |
17 | 24.09 | А.Твардовкий «Лес осенью». |
18 | 25.09 | По В.Путилиной «В осеннем лесу». |
19 | 26.09 | Н.Некрасов «Славная осень». |
20 | 27.09 | По Ю.Шиму «Отчего Осень грустна». |
21 | 30.09 | К.Бальмонт «Осень». |
22 | 01.10 | По Ю.Ковалю «Три сойки» . |
23 | 02.10 | По Н.Сладкову «Холодная зимовка». |
24 | 03.10 | А.Плещеев «Скучная картина». |
25 | 04.10 | По О.Иваненко «Сказка про маленького жучка». |
26 | 07.10 | По К.Ушинскому «Пчелы и мухи». |
27 | 08.10 | По Г.Граубину «Время листьям опадать». |
28 | 09.10 | Проверь себя! |
Делу время а потехе час | ||
29 | 10.10 | «Пекла кошка пирожки…» (русская потешка). |
30 | 11.10 | «Сенокос». (чешская потешка). |
31 | 14.10 | По Л.Пантелееву «Карусели». |
32 | 15.10 | По Н.Носову «Прятки». |
33 | 16.10 | «Пекла кошка пирожки…» (русская потешка). |
34 | 17.10 | «Сенокос». (чешская потешка). |
35 | 18.10 | По Л.Пантелееву «Карусели». |
36 | 21.10 | По Н.Носову «Прятки». |
37 | 22.10 | «Пекла кошка пирожки…» (русская потешка). |
38 | 23.10 | «Пуговица» По В. Хомченко. |
39 | 24.10 | «Портниха» Г. Ладонщикова. |
40 | 25.10 | «Пуговица» В. Осеева. |
2 четверть | ||
1 | 05.11 | Повторение пройденного материала |
2 | 06.11 | Считалки |
3 | 07.11 | По М.Булатову «Жмурки». |
4 | 08.11 | Обобщение по теме: «Делу - время, потехе- час». |
В мире животных | ||
5 | 11.11 | По К.Ушинскому «Бодливая корова». |
6 | 12.11 | По В.Бирюкову «Упрямый котенок». |
7 | 13.11 | По В.Гаранжину «Пушок». |
8 | 14.11 | По Е.Чарушину «Томка». |
9 | 15.11 | По Б.Житкову «Охотник и собаки». |
10 | 18.11 | По Л.Матвеевой «Чук заболел». |
11 | 19.11 | Г.Снегирев «Хитрый бурундук». |
12 | 20.11 | По А.Баркову «Барсучья кладовая». |
13 | 21.11 | По А.Дорохову «Гостья». |
14 | 22.11 | Г.Корольков «Игрушки лисят». |
15 | 25.11 | По Ю.Дмитриеву «Лиса». |
16 | 26.11 | Внеклассное чтение. стихи и рассказы о животных. Е.Чарушин "Томкины сны" |
17 | 27.11 | Загадки. Обобщение по теме: «В мире животных». |
18 | 28.11 | Смешинка. По Л. Вершинину. |
19 | 29.11 | «Котята». По Н. Павловой. |
20 | 02.12 | «Кошкин щенок». В. Берестов (в сокращении). |
21 | 03.12 | «Сердитый дог Буль» По Пляцковскому. Проверь себя! |
Жизнь дана на добрые дела 25 | ||
22 | 04.12 | Г.Ладонщиков «Миша-мастер». |
23 | 05.12 | По Е.Пермяку «Пичугин мост». |
24 | 06.12 | В.Хомченко «Михаськин сад». |
25 | 09.12 | По С.Баруздину «Когда люди радуются». |
26 | 10.12 | По Ю.Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела». |
27 | 11.12 | Е.Благинина «Котенок». |
28 | 12.12 | В.Голявкин «Птичка». |
29 | 13.12 | Обобщение по теме: «Жизнь дана на добрые дела» |
30 | 16.12 | Г.Ладонщиков «Миша-мастер». |
31 | 17.12 | «Глупый котёнок» Удмуртская народная сказка. |
32 | 18.12 | Обобщающий урок по разделу. Проверь себя! |
Зима наступила | ||
33 | 19.12 | По Л.Воронковой «Снег идет». |
34 | 20.12 | А.Слащев «Снегурочка». |
35 | 23.12 | И.Суриков «Зима». |
36 | 24.12 | С.Маршак «Декабрь». |
37 | 25.12 | По В.Сутееву «Елка». |
38 | 26.12 | По Л.Клавдиной «Вечер под Рождество». |
39 | 27.12 | С. Попов «В новогоднюю ночь». |
3 четверть Веселые истории | ||
1 | 09.01 | М.Садовский «Где лежало спасибо ?» |
2 | 10.01 | По Н.Носову «На горке». |
3 | 13.01 | «Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка). |
4 | 14.01 | А.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились». |
5 | 15.01 | П.Головкин «Зимняя сказка». |
6 | 16.01 | Г.Скребицкий «Митины друзья». |
7 | 17.01 | В.Бирюков «Снежная шапка». |
8 | 20.01 | По А.Тумбасову «В шубах и шапках». |
9 | 21.01 | Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором». |
10 | 22.01 | По В.Бианки «Находчивый медведь». |
11 | 23.01 | По А.Спирину «Зимние приметы». |
12 | 24.01 | Загадки. Обобщение по теме: «Зима наступила» |
13 | 27.01 | М.Садовский «Где лежало спасибо ?» |
14 | 28.01 | По Н.Носову «На горке». |
15 | 29.01 | «Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка). |
16 | 30.01 | А.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились». |
17 | 31.01 | «Доскажи словечко» зимние загадки. |
18 | 03.02 | В. Аникин, Н. Майданик Зимние загадки. |
19 | 04.02 | Обобщающий урок по разделу. Проверь себя! |
Веселые истории | ||
20 | 05.02 | Знакомство с разделом «Веселые истории» |
21 | 06.02 | По Н.Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». |
22 | 07.02 | Г.Остер «Одни неприятности». |
23 | 10.02 | М.Пляцковский «Однажды утром». |
24 | 11.02 | В.Бирюков «Почему комары кусаются». |
25 | 12.02 | С.Маршак «Вот какой рассеянный». |
26 | 13.02 | По О.Кургузову «Две лишние коробки». |
27 | 14.02 | Внеклассное чтение: «Смешные истории». "Затейники" Н.Носов. |
28 | 17.02 | Г.Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?» Обобщение по теме: «Весёлые истории» |
29 | 18.02 | По Н.Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос». |
30 | 19.02 | Г.Остер «Одни неприятности». |
31 | 20.02 | М.Пляцковский «Однажды утром». |
32 | 21.02 | В.Бирюков «Почему комары кусаются». |
33 | 25.02 | Обобщающий урок по разделу. Проверь себя! |
Полюбуйся весна наступает | ||
34 | 26.02 | Знакомство с разделом «Полюбуйся весна наступает» |
35 | 27.02 | В.Алферов «Март». |
36 | 28.02 | По М.Фроловой «Восьмое марта». |
37 | 02.03 | Е.Благинина «Забота». |
38 | 03.03 | По А.Соколовскому «Бабушкина вешалка». |
39 | 04.03 | По В.Бианки «Последняя льдина». |
40 | 05.03 | А.Плещеев «Весна». |
41 | 06.03 | По А.Баркову «Скворцы прилетели». |
42 | 10.03 | По Э.Шиму «Всему свой срок». |
43 | 11.03 | И.Никитин «Полюбуйся, весна наступает». |
44 | 12.03 | По Ю.Ковалю «Весенний вечер». |
45 | 13.03 | По Ю.Дмитриеву «Опасная красавица». |
46 | 16.03 | Загадки. Обобщение по теме: «Полюбуйся, весна наступает» |
47 | 17.03 | В.Алферов «Март». |
48 | 18.03 | По В.Бианки «Заяц на дереве» |
49 | 19.03 | С. Погореловский «Наши гости». |
50 | 20.03 | По Г. Скребицкому «Скворушка» |
4 четверть | ||
1 | 30.03 | И. Белоусов «Весенняя гостья». |
2 | 31.03 | По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках». |
3 | 01.04 | По А. Баркову «Тюльпаны». |
4 | 02.04 | Е. Савельева «Доскажи словечко». Весенние загадки |
5 | 03.04 | Обобщающий урок по разделу. Проверь себя! |
6 | 06.04 | Литературная весенняя викторина. |
В мире волшебной сказки | ||
7 | 07.04 | Знакомство с разделом «В мире волшебной сказки» |
8 | 08.04 | «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская народная сказка. |
9 | 09.04 | А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый». |
10 | 10.04 | По Ш.Перро «Подарки феи». |
11 | 13.04 | Братья Гримм «Горшочек каши». |
12 | 14.04 | По В.Порудоминскому «Наши сказки». |
13 | 15.04 | Внеклассное чтение. Моя любимая сказка. |
14 | 16.04 | Обобщение по теме: «В мире волшебной сказки» |
15 | 17.04 | «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская народная сказка. |
Родная земля | ||
16 | 20.04 | Знакомство с разделом «Родная земля» |
17 | 21.04 | М.Ильин «Царь - колокол». |
18 | 22.04 | С.Васильева «Город на Неве». |
19 | 23.04 | Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле». |
20 | 24.04 | С.Вербова «Сочинение на тему». |
21 | 27.04 | По Л.Кассилю «Какое это слово?». |
22 | 28.04 | По Б.Никольскому «Главное Дело». |
23 | 29.04 | А.Усачев «Защита». |
24 | 30.04 | По Л.Кассилю «Никто не знает, но помнят все». |
25 | 06.05 | Обобщающий урок по разделу. Проверь себя! |
Лето пришло | ||
26 | 07.05 | Знакомство с разделом «Здравствуй, лето!» |
27 | 08.05 | С.Козлов «Ливень». |
28 | 12.05 | Г.Граубин «Тучка». |
29 | 13.05 | Н.Павлова «Хитрый одуванчик». |
30 | 14.05 | Е.Благинина «Одуванчик» |
31 | 15.05 | По А.Дорохову «Встреча со змеей». |
32 | 18.05 | А.Бродский Летний снег». |
33 | 19.05 | В.Голявкин «После зимы будет лето» |
34 | 20.05 | О.Тарнопольская «Хозяюшка» |
35 | 21.05 | По А. Спирину «Летние приметы» |
36 | 22.05 | Обобщение по теме: «Лето пришло» |
37 | 25.05 | Обобщающий урок по разделу. Проверь себя. |
Всего 166 часов |
Планируемые результаты
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
- Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
- Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
- Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
- Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Результаты освоения адаптивной программы обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения образования и предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению