Электронное пособие «Анимированные модели явлений природы и опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы» представляет собой серию презентаций для сопровождения уроков по окружающему миру в 3 классе. В презентации включены самостоятельно разработанные автором подвижные модели, анимированные таблицы и опыты.
Данное пособие рекомендуется использовать в комплекте с учебниками и тетрадями А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс
Также оно может быть использовано учителями, работающими по программам других авторов, в частности:
- «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин),
- «Окружающий мир» (Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов),
- «Мир и человек» (А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан).
При создании своих презентаций автор руководствовалась универсальными поурочными разработками по курсу «Окружающий мир» (О.В.Казакова и О.И.Дмитриева).
Форма выполнения работ - презентация MSPowerPoint. Пособие учитывает особенности восприятия электронных материалов младшими школьниками, отличается интересными графическими решениями и авторскими подходами в изложении материала. В нём учтены характеристики качества текста и его количество на экране. Хорошо продумана цветовая гамма, графические элементы, анимация.
Разработанные мультимедийные презентации представляют обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, которые наполнены исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Данный ресурс является не только прекрасным наглядно-иллюстративным материалом, которого так не хватает на уроках окружающего мира в наших школах, имеет законченную структуру и не требует дополнительной доработки, но и позволяет учителю на уроке продемонстрировать учащимся анимированные опыты, плакаты, модели.
По своему желанию учитель может внести изменения в ход презентации и тем самым это позволит ему построить свой урок, опираясь на индивидуальные особенности учащихся и свой профессиональный опыт.
Уроки-презентации, в которые включены анимированные модели, таблицы и опыты предусмотрены для изучения нового материала с использованием элементов проектно-исследовательской деятельности. Вся работа во время урока построена так, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляют на экране, чтобы они не только получали знания, но и добывали их. Использование такой формы работы позволяет лучше запомнить свойства изучаемых веществ.
Ученики не только изучают состав и свойства воздуха, воды, почвы, но и учатся задавать проблемные вопросы, вычленять основополагающий вопрос урока, выдвигать гипотезу, проводят наблюдения, сравнение, эксперимент, учатся обобщать и анализировать материал, делать выводы. Только при такой активной самостоятельной деятельности учеников урок может стать живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес, а знания прочными. Всё это будет способствовать формированию универсальных учебных действий учащихся.
Преимущество работы ученика с данными презентациями состоит в том, что этот вид деятельности стимулирует исследовательскую и творческую деятельность, развивает познавательные интересы учеников, что повышает заинтересованность учащихся в изучении окружающего мира и является средством мотивации школьников.
Уроки-презентации включают в себя анимированные модели («Движение частиц в телах», «Круговорот воды в природе», «Дыхание растений», «Питание растений», «Опыление растений», «Развитие растений», «Великий круговорот жизни»), динамические опыты по изучению свойств воды, воздуха и почвы, графические схемы, задания на установление соответствий и группировку, опорные картинки, работа с таблицами, фотографии и рисунки, загадки, работу в парах, работу по учебнику и в рабочих тетрадях
В презентациях применяются не статические рисунки, а динамические фрагменты, которые способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала, а также облегчают работу учителя на уроках.
Использование данного мультимедийного приложения пробуждает у учащихся не только дополнительный интерес к изучению окружающего мира, но и укрепляет межпредметные связи, формирует у детей системное восприятие полученных знаний, целостную картину мира, обеспечивает для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.
Электронное пособие по окружающему миру могут быть использовано учителями, как на уроках, так и во внеклассной работе, как в полном объёме, так и частично. Данный презентационный материал может быть использован не только учителями, но и учениками и родителями, как для самостоятельного ознакомления, так и для закрепления ранее изученного материала.