Актуальные вопросы военно – патриотического воспитания молодежи в современных условиях - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 159
  • Скачиваний: 5

Актуальные вопросы военно – патриотического воспитания молодежи в современных условиях.

Юхно Николай Александрович – преподаватель-организатор ОБЖ

ГБПОУ КРК «Интеграл» с. Курсавка

Необходимо ли патриотическое воспитание и военная подготовка молодежи? Подобные вопросы дискутируются то разгораясь, то затухая. Последние публикации специалистов по данным вопросам обосновывают в основном необходимость работы в данных направлениях: формулируют цели и задачи, освещают системы различных ценностей и взаимосвязи направлений и принципов воспитания.

Конечно, все это необходимо, но пока никто не сформулировал комплексной, а главное практической системы воспитания молодежи в современном российском  обществе.

Патриотическое воспитание - это комплекс мер духовного, социально-политического, идеологического, психолого - педагогического, военно-технического и иного характера. Реализация этих мер - задача очень сложная, но чрезвычайно необходимая, чтобы сформулировать у молодых людей готовность к выполнению функций защитников Отчества, особенно в условиях воинской деятельности.

За последние два десятилетия мы практически потеряли целое поколение, представители которого могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Только сформировав личность гражданина и патриота России, с присущими ему духовными ценностями, взглядами, историческим ориентиром, моральными установками, мотивациями в поведении, можно рассчитывать на успешное решение конкретных задач по подготовке к реализации функций защиты Отечества, то есть к военной службе.

Решению этой многотрудной задачи и были направлены усилия преподавательского состава вновь созданной кафедры «Безопасность жизнедеятельности и методики обучения».

Для основания военно-технического направления в изучении дисциплин: «Основы военной службы», «Основы обороны государства и военной службы», «Основы начальной военной подготовки» помимо теоретических знаний, получают и практические навыки и умения. Руководством, преподавателями и студентами создана минимальная техническая база из образцов оружия, военного снаряжения. Это позволило на практических занятиях получать студентам определенные навыки по обращению с оружием и боеприпасами, соблюдать необходимые меры безопасности. Большую роль играют практические занятия на базе воинской части. Руководство организаций всегда принимало деятельное участие в проведении этих занятий. Знакомство с работой призывной комиссии, посещение и наглядное знакомство с жизнью и бытом военнослужащих, соблюдением ими распорядка дня, различных служебных обязанностей вызывало у студентов интерес. А посещение военного музея при воинской части - возможность непосредственно прикоснуться к славной военной истории нашей Родины.

И чем лучше будет материально-техническое оснащение кафедры БЖД и МО, достойное оборудование специализированного класса, тем, естественно, будет лучше учебно-воспитательный процесс, глубже и увереннее знания студентов.

Получение обучаемыми начальных военных знаний об обороне государства, воинской обязанности является обязательным в системе общего и профессионального образования.

Целями деятельности по ориентированию обучаемых на получение знаний об обороне государства является психологическая готовность к их овладению. И первым направлением является формирование у студентов мотива к овладению начальными военными знаниями, прежде всего положительного отношения, интереса.

Мотивационная готовность будет недостаточна без понимания обучаемыми глубокой зависимости между подготовленностью человека к вооруженной защите Родины и его личной безопасностью. Вся история применения оружия свидетельствует о том, что чем лучше люди подготовлены к нему, тем они эффективнее выполняют свой долг, а значит, и сохраняют себе жизнь. Поэтому нет большего безрассудства в жестокости человека по отношению к себе, чем быть неподготовленным к защите, заведомо отводить себе роль «пушечного мяса».

Второе направление ориентирования - это создание у обучаемых готовности к получению знаний об обороне государства. И здесь важную роль должны играть военно-исторические знания, духовная сфера, воспитание патриотизма.

История России - история проявления патриотизма. Он формировался в течении многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нем - яркий ответ судьбы Отечества.

События минувшего 2014 года и начала нынешнего - тому ярчайшее подтверждение. Воссоединение с Крымом, война в Новороссити, экономические санкции стран запада против России, бряцание оружием у наших границ - это ли не вызов России и ее народу?

Предстоящее празднование 70-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне - это не просто повод вспомнить своих героев, отдать им дань уважения за их бессмертный подвиг. Это продолжение и толчок к постоянному не компанейскому подходу к воспитанию и обучению молодежи в том числе и военному делу.

Исказить итоги Великой Отечественной войны и в целом второй мировой войны предпринимаются уже давно. Глубокое невежество, цинизм и откровенная ложь переписчиков истории поражает и шокирует. И это все происходит не только в западных странах, но и на постсоветском пространстве, - прежде всего в странах Балтии и в братской Украине.

К сожалению, эти лживые измышления попадают в головы наших сограждан, прежде всего молодых. Тому множество примеров в публикациях различных СМИ и интернете.

И наша задача - преподавателей - донести до молодых людей правду, во имя еще живущих свидетелей той войны и, конечно, павших на полях сражений и в тылу, подарившим нам жизнь. Если забыть их подвиг - значит предать нашу память об отдавших жизнь за Родину - Россию.

Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Тяжелейшие экономические, этнические, социальные и политические проблемы осложняются духовным нравственным хаосом в сердцах людей.

В наши дни повсюду слышатся призывы: живи для себя и сегодняшним днем, а закон «Выживает сильнейший» становится определяющим в человеческих отношениях. Если не остановить этого нравственного регресса, то неизбежно будет потерянно целое поколение детей, оказавшихся в водовороте наркомании, беспризорности, алкоголизма, преступности, жестокости и бессмысленности жизни.

В такой ситуации недопустимо проявление равнодушия и безучастности со стороны педагогов к происходящим в стране событиям. Именно педагоги в школах, учреждениях дополнительного образования, лицеях обязаны взять на себя нелегкую ношу обновления воспитательной системы. Педагоги просто обязаны восстановить взаимоотношения школы и семьи, помочь детям и их родителям противостоять пагубному влиянию безнравственности и жестокости, которые пронизывают все сферы современного общества.

Учреждения образования, школа, улица - основные сферы влияния на формирование личности ребенка. Наиболее сильное и, к сожалению, пагубное влияние оказывает сегодня на ребенка улица. Бессмысленное время препровождение, пустые, а порой, и антигуманные забавы наших детей стали обычным явлением современного общества. Причин много: отсутствие организованного досуга, неразвитость интересов, увлечений ребят. Незаметно стали уходить в прошлое народные игры, семейные традиции, дающее ребенку содержательную и духовно богатую жизнь. Компьютеры, плееры, видео, Internet, игровые автоматы не могут заменить живое, эмоционально насыщенное общение, реализовать природную потребность ребенка в движениях.

Проблема детской беспризорности и безнадзорности также приобретает угрожающий характер. Как не печально огромное число детей не посещают школы, что неизбежно провоцирует рост преступности, наркомании, проституции, алкоголизма, детского суицида, а около 70% семей находится в России в состоянии критической бедности.

Сегодня средства массовой информации в угоду коммерциализации и подражания превращаются в носителей безнравственности и бездуховности, влияя на деградацию личности и общества в целом. Идеи свободного секса и безответственных отношений разрушают институт семьи, калечат жизни подростков и детей, растет число социального сиротства. Если на телевизионные программы, насаждающие психологию жестокости, насилия и разврата, большинство родителей обращают внимание и пытаются им противостоять, то значительной части развлекательных программ и назойливому насилию рекламы многие не придают должного значения. Но именно в них и таится самая страшная опасность. Ежеминутно рекламируется у нас все необходимое для изнеженного и ленивого тела. У ребенка в силу возрастных особенностей (повышенной внушаемости и незрелости сознания), начинают формироваться стойкие неадекватные представления об окружающем мире, как о мире развлечений. Подросток начинает воспринимать жизнь не как громадный труд, не как совершенствование человеческой личности, а как забаву и удовольствие.

Что будет с нашими детьми и кем они станут?

В сложной кризисной обстановке необходимо разработать программу взаимодействия и помощи родителям в нравственно- патриотическом воспитании детей. Важно пересмотреть жизненные ориентиры современной школы, сосредоточив внимание не только на развитии интеллекта и ума, но в большей мере на воспитание сердца, духовного внутреннего и патриотического мира ребенка.

Только жизнь, выстроенная на основаниях истины, любви и гармонии, истории своего народа может стать лучшим примером для наших детей.

Сегодня в учреждениях образования нужны не только педагоги- предметники, но и в большей мере наставники, которые научат детей видеть истинно ценное, обратят их взор на то, что облагораживает душу. Они донесут до сознания ребенка понятия «любовь», «доброта», «счастье», «справедливость», «честность», «совесть», «патриотизм».

Конечно понимание истины, любви, патриотизма - это цель не одного учебного года. Отношение к жизни не передается как сундук с наследством, а выстраивается кирпичик за кирпичиком в процессе неустанного кропотливого труда взрослых постепенно из дня в день, от года к году.

Изменения принципов и идейных подходов к воспитанию детей и молодежи в современной системе образования может радикальным образом изменить нравственно-патриотическое состояние не только современной школы и российской семьи, но и всего общества в целом.

Однако было бы неправомерным возложить всю ответственность за воспитание детей на школу. Школа, конечно, должна формировать воспитание детей, но немаловажную роль играет воспитание детей вне учебное время. Занятость вне уроков необходимо обеспечивать в тесном контакте с учреждениями дополнительного образования, в том числе и в школе.

Развитие и совершенствования системы учреждений дополнительного образования призваны дополнить возможности работы общеобразовательной школы. Передовой отечественный и зарубежный опыт показывает, что создание современных комплексных центров дополнительного образования должны позволить успешно решить задачи воспитания в условиях совмещенного с общеобразовательной школой учебно - воспитательного процесса.

Педагогически правильно организованный учебно - воспитательный процесс в детских объединениях дополнительного образования создаст условия для разностороннего и полноценного воспитания каждого учащегося, выявления и развития творчески одаренных детей, социально-педагогической защиты воспитанников в сложных социально – экономических условиях.

Однако в современной практике отсутствуют обоснованные модели учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования, технологии обучения и воспитания, методы работы, ориентированные на исключительно добровольное желание, интерес, любопытство, свободный выбор ребенка.

Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности, позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть ориентированы на расширение и определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На основе программ необходимо выстраивать работу, которая отвечает социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения.

Содержание занятий, методы обучения построены таким образом, чтобы максимально развить творческие способности, инициативу, самостоятельность, и включают такие формы проведения занятий, как выступления с докладами, самостоятельные исследования, мастер-классы, коллоквиумы, экскурсии, деловые и ролевые игры.

В ходе всей деятельности акцент делается не только на познавательную, но и нравственно-волевую мотивацию деятельности, акцент на самостоятельную творческую деятельность, на активизацию процесса осмысления получаемых знаний.

Характер деятельности подобных учреждений, их цели, задачи и организация благоприятствует саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации личности ребенка. А учреждения дополнительного образования должны стать фактором развития и воспитания ребенка, быть связующим звеном настоящего и будущего. Правильно организованная система дополнительного образования создаст ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным процесс школьного образования. Это, в свою очередь, окажет позитивные влияния на решение проблемы детской беспризорности и снизит количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: