Актуальность и доступность эксперимента в образовательной среде КГУ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 141
  • Скачиваний: 3

Переход от индустриального общества к информационному поспособствовал изменениям во многих сферах деятельности, в том числе и в системе образования. На основании этого, появляется необходимость в ее модернизации.
И одно из таких решений в усовершенствовании образовательной сферы - это внедрение и организация эксперимента как вида исследовательской деятельности в педагогический процесс.
В настоящее время многие школы имеют статус экспериментальной площадки.
Анализируя работу таких экспериментальных площадок, приходишь к выводу, что не все
педагоги имеют представление: что такое педагогический эксперимент, какие методы и
приёмы используются при проведении эксперимента, как его организовать в школе,
обработать результаты и сделать выводы, да и вообще как правильно сформулировать тему,гипотезу, цель, задачи исследования. Для того,  чтобы эксперимент в реальных условиях был доступен большинству преподавателей, необходимо знать теоретические и практические аспекты его организации в школе. Главное, использовать не только научную составляющую, но и применять творческий подход. Так как
творчество педагога многообразно. Оно может себя обнаруживать в разных аспектах
деятельности педагога, чьи способности развиты.
Творчество педагога есть деятельность по созданию нового. Поэтому высшая степень
творчества в воспитании и образовании является педагогическим экспериментом. В ходе эксперимента проверяется и получает право на существование новая педагогическая технология.
На основании этого можно утверждать, что педагогический эксперимент - это внедренческий вид исследовательской
деятельности, содержание которой состоит в целенаправленном переводе научной
идеи в практику.
Для проведения педагогического эксперимента исследователем создаются специальные
ситуации, в которые помещается испытуемый. Исследователь фиксирует поведение,
реакцию испытуемого на ситуацию и т.д., тем самым выявляя и изучая непосредственно те явления и процессы, которые представляют собой предмет исследования. Сущность
педагогического эксперимента состоит в активном вмешательстве исследователя в
естественное течение воспитательно-образовательного процесса.
Выделяют несколько видов педагогического эксперимента:
Естественный педагогический эксперимент проводится по заранее составленному плану,
в естественной для испытуемых среде. Особенность данного эксперимента заключается в
том, что его участники не знают о проводимом эксперименте и своей роли в качестве
испытуемых. При этом участников могут знакомить с заданиями, но им не сообщают о том,когда начнется эксперимент и в качестве кого они выступают. Результаты эксперимента выражаются в описательной форме.
Лабораторный эксперимент проводится среди специально выделенной группы
испытуемых, в помещении, которое оборудовано для проведения эксперимента.
Констатирующий эксперимент направлен на установление реального состояние объекта
исследования в его естественной деятельности. Роль исследователя в данном эксперименте – это констатация фактов, зависимостей и состояний педагогической системы. Полученные в
ходе эксперимента данные могут быть использованы в качестве основы для изучения
внутренних механизмом и свойств развития и становления объекта исследования.
Формирующий эксперимент направлен на изучение и исследование качеств, явлений и
характеристик объекта исследования непосредственно в процессе их формирования и развития. Данный педагогический эксперимент также может быть направлен на развитие
различных качеств личности. Рассмотрев виды педагогического эксперимента, целесообразно перейти к его  проведению, который включает себя три основных этапа.
Первый этап называется подготовительным. На данном этапе определяется проблема, актуальность, объект и предмет исследования, на основании которых ставится цель и задачи, выводитсягипотеза. После того как будет сформулирован методологический аппарат, исследователем
разрабатывается план или программа работы, подбираются методики, устанавливается время ипоследовательность проведения эксперимента, определяются методы обработки полученныхв ходе эксперимента данных.
Второй этап включает в себя непосредственное проведение педагогического эксперимента. На данном
этапе исследователь должен получить ответы на вопросы, касающиеся новых средств и
методов, введённых им в педагогическую практику. Для этого исследователем создаются
различные экспериментальные ситуации, суть которых состоит в формировании
необходимых для исследования условий. На втором этапе педагогического исследования
необходимо решить ряд задач, напрямую влияющих на эффективность исследования и
достоверность полученных данных: определить и изучить начальные условия эксперимента;дать характеристику групп испытуемых; осуществить формулировку критериевэффективности предлагаемой системы эксперимента; провести инструктаж участников
эксперимента (ознакомить с условиями, правилами, порядками и т.д.); реализация
разработанной программы или проекта, направленной на формирование и развитие
определенных знаний, умений, качеств и т.д.; осуществить фиксацию промежуточных
результатов, посредством проведения срезов; выявить и устранить возможные недостатки в
процессе реализации формирующего эксперимента; оценить затраты времени, усилий и
средств на организацию и проведение эксперимента.
Третий этап называется завершающим. На данном этапе осуществляется обработка и оценка
проведенного эксперимента: сравнение исходного уровня, зафиксированного на первом
этапе исследования и конечного уровня по итогам реализации формирующего эксперимента;
дается характеристика условиям, в которых проводился эксперимент, особенно отмечаются
моменты, которые положительно повлияли на результат исследования; осуществляется
анализ динамики изменений показателей; приводится характеристика групп участников после
экспериментального воздействия на них; определяются границы применения проверенной в
ходе эксперимента системы воздействия; формулируются обобщающие выводы,
разрабатываются практические и методические рекомендации.
Рассмотрев этапы проведения педагогического эксперимента, необходимо выделить условия эффективности его организации, без которых эксперимент может и не состояться. К ним относятся:
предварительный теоретический анализа объекта исследования; конкретизация гипотезы
исследования, определение ее новизны, противоречивости в сравнении с традиционными
взглядами и установками; четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков
и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства и пр.; корректное
определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных
объектов; доказательство доступности сделанных из материалов эксперимента выводов и
рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.
На основании этого можно утверждать, что педагогический эксперимент является одним из актуальных видов исследовательской деятельности, благодаря которому более развернуто раскрывается научная и творческая  составляющая преподавателя. Главное, выполнять все требования по его организации, и тогда эксперимент будет доступен многим, что поспособствует улучшению качества образования. 

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: