«Адаптация ребенка к детскому саду»
Косолапова Ольга
«Адаптация ребенка к детскому саду»
Детский сад – это новый мирок для вашего ребенка, новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление малыша в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, все это приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей и педагогов. Поэтому оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Родительское волнение вполне объяснимо: ведь они впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. Ведь до этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду? Привыкание к садику должно происходить постепенно: сначала нужно оставлять ребенка в детском саду на час, потом до обеда или до тихого часа. Воспитатель сама вам скажет, когда следует начать оставлять ребенка на дневной сон. Если ему нравится находиться в детском саду, на второй - третьей неделе можно уже забирать его после полдника. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям очень трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители так же испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
Если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения не уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. Для того что бы процесс адаптации протекал более спокойно, родителям нужно постараться приучить ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс. Приучайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое.
Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Играйте с ребенком в "детский сад", рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть своя кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут "детками", которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если родители регулярно будут говорить своему ребенку о садике и играть в него — больше, вероятнее всего, что ваш крошка начнет ходить в детский сад с охотой, радостью и, конечно же, он будет понимать, что это за место и чем там занимаются.
Литература:
- Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.
- Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практические пособия / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
- Венгер Л. А. Агаева Е. Л. Бардина Р. И. и др. Психолог в детском саду.
- Гринева И. А., Жомир М. Ю. Первый раз в детский сад. – Воронеж, 2007. – 6 с.
- Зуева Л. Н., Шевцова Е. Е. Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 400 с.
- Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. – М, 2008.
- Костяк Т. В. «Психологическая адаптация ребенка в детском саду». – М, 2008. – 176 с.
- Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие речи детей в процессе ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 80 с.